Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Линкор «Принс оф Уэлс»

«Принс оф Уэлс», из свободных источников.
«Принс оф Уэлс», из свободных источников.

Среди названий боевых кораблей нередки случаи именования их в честь титулов, без указания конкретной личности этот титул носившей. Титул Принс-оф-Уэлс является британским и назначался наследникам престола, не всем, а именно тому кто первым по очередности должен был заместить монарха в случае его кончины. Данное имя в британском флоте носило несколько кораблей, но я хотел бы сосредоточится на линкоре, закладка которого произошла 1 января 1937 года. Корабль был вторым в серии линкоров типа «Кинг Георг 5», в серии их было пятеро. Надо напомнить,что до 30-х годов британцы оказались в ловушке Вашингтонского соглашения, когда два линкора типа «Нельсон» «съели» весь тоннаж отведенный на линейные корабли и им пришлось ждать пока списание старых кораблей этого класса освободит тоннаж для постройки новых. За время ожидания конструктора британцев упражнялись на чертежных досках стараясь найти оптимальное решение для постройки новых линкоров и как они посчитали нашли.

Линкоры серии являли самое современное, на момент постройки, представление Британии о линейном корабле, надо сказать не самое эстетичное. Внешне они были куда симпатичнее предшественников типа «Нельсон», которые по моему мнению были просто уродцами. Принца спустили на воду 3 мая 1939 кода и 31 марта 1941 зачислили в состав линейных сил флота.

Что же представляли из себя новые линкоры Англии, главный калибр состоял из десяти орудий в 356 миллиметров, скомпонованных в три башни. Две из них находились в носовой части, в одной было четыре ствола, в стаявшей над ней два ствола. Кормовая башня была копией большой носовой, те же четыре ствола. Универсальна артиллерия состояла из шестнадцати 133 миллиметровых орудий в двухствольных башенных установках, они должны были отгонять миноносцы, топить всякую другую мелочь и быть основой противовоздушной обороны, их зависимость от электроэнергии стала для линкора фатальной. Завершало всю картину тридцать два 40 миллиметровых ствола зенитных автоматов «пом-помов». В длину корабль был 227 метров, ширина наибольшая 31 метр, высота 57 метров. Скорость максимальная 28 узлов, мало, но у британцев было свое видение. Двигали корабль четыре винта, основное бронирование было сосредоточено в центральной части и на башнях главного калибра.

Жизнь «Принс оф Уэлс» была коротка и насыщена сражениями, одно из которых стало его последним. Первая значимая потасовка с его участием вошла в историю под наименованием «Бой в Датском проливе». Итак, 22 мая 1941 года, «Принс оф Уэлс» шел за линейным крейсером «Худ», когда они сцепились с немецким тяжелым крейсером «Принц Евгений» и собственно линкором «Бисмарк». Скоропостижный уход «Худа» практически в первые минуты боя оставил свежеспущенный линкор в большом недоумении и невыгодном положении. Беды накатывали одна за другой, помимо попаданий полученных от немецких кораблей, а может как раз из-за них, сначала отказалось стрелять одно из орудий носовой четырех ствольной башни, а затем вся башня вышла из строя. Кормовая башня главного калибра поработав чуть дольше, также перешла в нерабочее состояние. Оставшись с двумя стволами против двух кораблей противника, капитан «Принс оф Уэлс» разумно решил из боя выйти. Надо заметить, что именно «Принс оф Уэлс» попал в «Биcмарк» как минимум три раза, одно из попаданий пробило дырку в носовой топливной цистерне немецкого линкора и радикально изменило его планы. Теперь «Бисмарку» было не до рейда, надо было бежать спасаться на базу в Брест.

После того как линкор заштопали и привели в чувства его основные башни главного калибра, уже в июле 1941 он успел скатать Черчиля в Ньюфаундленд для встречи с президентом США. Осенью того же года линкор был отправлен на Дальний Восток, где его новым компаньоном стал еще один линейный крейсер «Рипалс». Второго декабря 1941 они прибыли в Сингапур, откуда и пошли в свой последний бой, вписанный в историю как «Бой у Каунтана».

Началось все с того, что авиаразведка обнаружила крупный японский войсковой конвой с десантом. Видимо полагаясь на внезапность, нелетную погоду и слабые силы прикрытия, британцы решили выпустить оба два крупных корабля на перехват без воздушного прикрытия. Но утром 10 декабря 1941 года японцы продемонстрировали свои незаурядные способности, атаковав отряд тремя волнами своих самолетов, общим числом 73 штуки. Было выполнено шесть атак итогом которых стала быстрая гибель «Рипалса» и более долгая и мучительная кончина «Принс оф Уэлс». Новейший линкор погубило, по сути, одно фатальное попадание торпеды вскрывшее канал валопровода крайнего винта по левому борту. По вскрывшемуся туннелю вода резво добежала до машинного и котельного отделения левого борта лишив энергии универсальные орудийные установки. Еще четыре торпеды в правый борт и одна бомба не оставили линкору никаких шансов. Спустя менее полутора часов с начала боя «Принс оф Уэлс» перевернулся и затонул. Потеряв три самолета японцы разом решили проблему британского военно-морского присутствия в районе Юго-Восточной Азии.

Останки погибшего линкора находятся на глубине в 68 метров в точке с координатами три градуса тридцать три минуты тридцать шесть секунд северной широты и сто четыре градуса двадцать восемь минут сорок две секунды восточной долготы. С 2002 года останки «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс» официально объявлены воинским захоронением. Из всей серии линкоров типа «Кинг Георг 5», «Принс оф Уэлс» стал единственной потерей.

-2