Современный мир со всем его прогрессом, глобализацией, демократизацией, толерантнолизацией (авт.) и информационным обществом становится всё более запутанным, сложным. Разобраться в дебрях вакханалии окружающей действительности не представляется возможным не только простому обывателю, но и людям с завышенной экспертностью.
Недаром на всех каналах и фронтах СМИ стали появляться "дискуссионные" шоу, подымающие из навозной кучи социума различные вопросы, на которые ни у кого из людей нет ответа, но разномастные "эксперты" с пеной у рта будут доказывать, что знают как эти вопросы разрешить, иногда даже не чураясь ради "правды" залезть оппонентам в морду. Некоторые призывают помнить уроки прошлого.
Ключевскому В.О. принадлежит знаменитое наставление - "История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков".
Как мы видим сейчас, и пусть нас простит Василий Осипович, история нам мало чем может помочь, даже наказав... Толпы на улицах разных городов разных стран мира, сгорая в страстях новых норм и порядков, в истории видят врага, который дал миру человеконенавистничество, рабство, расизм, ксенофобию, шовинизм, гомофобию, различные формы дискриминации и др.др.др. В качестве оружия эти толпы/массы выбирают не разум, а разрушение культуры, забвение или "выворачивание" неудобных фактов истории, борьбу с памятниками, цензуру, а также репарации в виде различных компенсаций, пенсий и привилегий.
Забывают они, правда, что история, помимо всего того страшного, что перечислено выше, дала миру культуру, искусство, науку, энергию, прогресс, демократию, правовое государство и всеми ими любимую толерантность, в том числе.
Интересно добились ли бы мы всех этих благ, и смогли бы сегодня маргиналы свободно кричать "Black Lives Matters", если бы, к примеру, англосаксы в свое время не захватили и не поработили полмира, запустив общественно-исторический прогресс в сторону стремительной модернизации? А французы, немцы, бельгийцы и остальные развитые народы Европы не схватились бы с ними в смертельной борьбе за первенство в доминировании и индустриальном развитии?
На эти вопросы лучше всяких "экспертов", по мнению автора, ответит теория этногенеза, т.е. формирования и развития этноса (народа).
Этногенез - (по Л.Н. Гумилеву) процесс становления этноса от момента его возникновения до исчезновения. Средняя продолжительность жизни этноса составляет 1200—1500 лет.
Не случайно автор приводит здесь имя Л.Н. Гумилева, т.к. именно его труды легли в основу философской советско-российской концепции, согласно которой процесс этногенеза - это процесс, который включает в себя различные пространственно-временные компоненты, даже географию и космическую энергию, которая приводит к всплеску "пассионарности" этноса.
Пассионарность - (по Л.Н. Гумилеву) это непреоборимое внутреннее стремление (чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели.
Подчеркнем здесь ряд аспектов этой теории:
- историю нужно перестать рассматривать как что-то "надприродное" - она взаимодействует с биосферой и географической средой, формируя феномен этноса;
- человечество однозначно не может быть единым; мир мозаичен и не делит народы на развитые и нет, на передовые и отсталые; различные исторические события не являются чередой общечеловеческого прогресса, а лишь активными действиями конкретных этносов;
- есть понимание неоднородности исторического времени для разных этносов, в которых проявляются вспышки активности отдельных личностей (пассионарности);
- исторический возраст и активность этноса зависят от количества пассионарности;
- каждый этнос проходит ряд этапов (фазы) в своем развитии.
Используя концепцию этногенеза, применимо к современным этносам и происходящим в мире событиям, можно с большой долей вероятности, без ора и мордобоя, объяснить сущность и причины тех или иных фактов действительности.
Например, многие европейские народы сегодня испытывают кризисные явления, т.к. они находятся уже в фазе обскурации, в ходе которой происходит упадок и деградация, или даже в мемориальной фазе, когда возможно вымирание, если не происходит переход в "гомеостаз"(поддержание стабильного равновесия со средой). Американцев, в лице потомков англосаксонских колонистов, тоже будем относить к европейскому этносу, который также идет в упадок.
Конечно, здесь возникнет много открытых вопросов. И, естественно, возникнет множество возможностей для дискуссии. Автор призывает читателя не стесняться и высказать свою позицию в комментариях.
Спасибо всем, кто дочитал.