Найти тему
Палехский Иконостас

Древнерусский стиль в иконах

Икона – это соединительное звено между верующим и Божественным. Начало русской традиции иконописи было положено в конце 10 века, практически одновременно с Крещением Руси. Шли века, в искусстве появлялись новые стили, направления и техники написания и, естественно, они не могли обойти стороной иконопись. Наша сегодняшняя тема – древнерусский стиль в иконописи.

Святой Равноапостольный Андрей Первозваный. Работа мастерской "Падлехский иконостас"

«Глубина всей иконописи, как мне кажется, хранится именно в древнерусских образах. В те века люди были более открытые Богу, и это отражалось в искусстве», - иконописец Мастерской «Палехский Иконостас», член Союза Художников России Мария Владимировна Широкова.

Для древнерусского письма характерны:

  • Символичность цвета и форм.
  • Линия прописи сдержанная, лаконичная. Проработка по силуэту фигур. Складки на одеждах показывали за счёт пробелов, благодаря чему фигуры смотрелись очень цельно.
  • Стройные вытянутые фигуры. Тоненькие, как свечки. Указывают на божественную сущность.
  • Глубокие открытые цвета, лёгкая полупрозрачная роскрышь. Цвета, доступные и понятные людям: красивые оттенки зелёного, красного, голубого.
  • Золото - символ Божественного света. Золотом выклеивались ассисты одежд Богородицы, Спасителя, орнаменты.
  • Лики лёгкие, условные. Иконописец пытался передать божественность лика, соблюдая черты, которые были присущи тому или иному святому.
Святая Троица. Работа художников мастерской "Палехский иконостас"
Святая Троица. Работа художников мастерской "Палехский иконостас"

Итак, древнерусское письмо – полупрозрачное, тонкое, понятное, максимально условное, символичное.