Икона – это соединительное звено между верующим и Божественным. Начало русской традиции иконописи было положено в конце 10 века, практически одновременно с Крещением Руси. Шли века, в искусстве появлялись новые стили, направления и техники написания и, естественно, они не могли обойти стороной иконопись. Наша сегодняшняя тема – древнерусский стиль в иконописи.
Святой Равноапостольный Андрей Первозваный. Работа мастерской "Падлехский иконостас"
«Глубина всей иконописи, как мне кажется, хранится именно в древнерусских образах. В те века люди были более открытые Богу, и это отражалось в искусстве», - иконописец Мастерской «Палехский Иконостас», член Союза Художников России Мария Владимировна Широкова.
Для древнерусского письма характерны:
- Символичность цвета и форм.
- Линия прописи сдержанная, лаконичная. Проработка по силуэту фигур. Складки на одеждах показывали за счёт пробелов, благодаря чему фигуры смотрелись очень цельно.
- Стройные вытянутые фигуры. Тоненькие, как свечки. Указывают на божественную сущность.
- Глубокие открытые цвета, лёгкая полупрозрачная роскрышь. Цвета, доступные и понятные людям: красивые оттенки зелёного, красного, голубого.
- Золото - символ Божественного света. Золотом выклеивались ассисты одежд Богородицы, Спасителя, орнаменты.
- Лики лёгкие, условные. Иконописец пытался передать божественность лика, соблюдая черты, которые были присущи тому или иному святому.
Итак, древнерусское письмо – полупрозрачное, тонкое, понятное, максимально условное, символичное.