Найти тему
Интересная История

Подводные лодки на шоссе. Самая странная операция Второй мировой войны!

Оглавление

Во время войны немецкий Кригсмарине провел необычную и очень сложную транспортно-логистическую операцию. Было перевезено шесть подводных лодок и более 100 различных судов из Балтийского в Черное море. Это были не совсем судна, потому что транспорт перевозился сначала по рекам, а затем по дорогам! Корабли двигались по шоссе на колесах со скоростью 8 км / ч.

22 июня 1941 года Третий Рейх напал на Советский Союз. Согласно предположениям Адольфа Гитлера, целью операции под кодовым названием «Барбаросса» было победить большевизм и завоевать «жизненное пространство» для немцев. Три группы немецкой армии атаковали в трех направлениях: на северном участке фронта - на Ленинграде, на среднем участке - на Смоленске и Москве, на южном участке - на Киеве и далее по Крыму.

Немецкое наступление в 1941 году велось с разной удачей. Под Ленинградом и Москвой вермахт был арестован, но на юге проник вглубь территории СССР. В сентябре 11-я армия прервала сухопутную связь с Крымом, а осенью заняла большую часть Крымского полуострова. Немцам и румынам, воевавшим на их стороне, не удалось захватить только Севастополь, который был сильно укреплен. Осада города продолжалась с октября 1941 года по июль 1942 года и закончилось капитуляцией русских.

Culemeyer
Culemeyer

Немецкая головоломка

Севастополь - это важным портовым городом на Черном море. Включает, среди прочего отличный военный порт. Однако в 1942 году завоевателям Севастополя было мало пользы от порта, потому что у них не было собственных кораблей в Черном море.

У немцев, однако, были хорошие планировщики, которые работали над решением проблемы с весны 1942 года.

Принимая во внимание все еще неразбитую боевую мощь российского Черноморского флота, особенно важно, чтобы легкие военно-морские силы, которые будут переведены в Черное море, были готовы как можно скорее.

- объявил OKW (Oberkommando der Wehrmacht) в директиве от 5 апреля 1942 года.

Однако дело было не таким простым, потому что было практически невозможно доставить корабли в Черное море по морю. Во-первых, судам из портов на севере Германии придется плыть через Европу, через Гибралтарский пролив, бдительно охраняемый Королевским флотом, а затем через все Средиземное море. Дальнейший маршрут пролегает через Босфор и Дарданеллы, и именно здесь возникла самая большая проблема, поскольку эти проливы охранялись Турцией, которая во время Второй мировой войны оставалась нейтральной. Поэтому, чтобы не раздражать западных союзников, турецкое правительство объявило, что не пускает немецкие корабли в Черное море.

Таким образом, у немцев была серьезная проблема, но, поскольку военные корабли действительно были нужны в Черном море, они нашли решение. Был разработан план чрезвычайно сложной, длительной, дорогостоящей и опасной операции по транспортировке судов по рекам из Северного моря как можно дальше вглубь страны. На следующем этапе им предстояло преодолеть несколько сотен километров по суше - проехать по автостраде на колесах. Позже они должны были быть сброшены в воды Дуная и дойти до устья этой великой реки, чтобы после переустановки двигателей и оборудования - начать боевые действия из румынского порта Констана на Черном море.

На первый взгляд, все кажется простым, но речь шла не о прогулочных моторных лодках или даже о парусных яхтах, которые иногда буксируют на прицепах. Речь шла в основном о подводных лодках. Кригсмарине выбрал самые маленькие подводные лодки типа IIB для перехода к Черному морю. Однако «самый маленький» вовсе не означает «маленький». Их длина была 41 метр, а вес около 250 тонн! Только после снятия оборудования судно весило от 112 до 138 тонн, что позволяло перевозить его на баржах и колесных прицепах.

U-18 в порту Галац
U-18 в порту Галац

Головокружительная операция

Шесть подводных лодок, размещенных в Готенхафене, то есть в оккупированной Гдыне, были назначены для операции. Это были U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24, которым было приказано переправиться в Киль. На верфи они было «выпотрошено» все, что возможно - были удалены самые тяжелые элементы оборудования: двигатели внутреннего сгорания и электрические двигатели, рули и карданные валы, а также очень тяжелые аккумуляторные батареи. Киоски, то есть надстройки судов, которые будут мешать транспорту, также были демонтированы.

Корабли были повернуты на 90 градусов, расположены сбоку, и в этом положении они были установлены на специально сконструированных плечах с высокой грузоподъемностью. Они были отбуксированы через канал Кайзера Вильгельма (ныне Кильский канал), а затем вверх по реке Эльбе (через середину Германии) до Дрездена. Там начался самый сложный этап операции - наземный транспорт. Корабли были смонтированы на четырех 16-колесных шасси. Самые мощные тягачи Kaelble, доступные в то время на прицепах Culemeyer, перевозили их вдоль дорог и автомагистралей вдоль Дуная в направлении Ингольштадта.

Этот участок «всего» длиной 400 км, но он полон изгибов, подъемов и спусков, особенно в горных районах. Операции также мешали 150 мостов, по которым должны были проходить «корабли на колесах». Тягачи буксировались рядом, если позволяли условия, а дорога была уже - один за другим. Дополнительный вспомогательный трактор ехал сзади и толкал весь автопоезд.

Средняя транспортная скорость составляла 8 км в час, и несмотря на то, что удалось избежать катастрофы и повреждения груза, транспорт был настоящей рутиной для водителей, технического обслуживания и дорожных тракторов. Перевозимые суда сопровождались 43 трейлерами, топливными баками, передвижными мастерскими и автобусами для перевозки персонала. Техническая команда состояла из 600 человек!

Достигнув берега Дуная, корабли снова были переведены в баржи, и начался этап реки. Корабли через Регенсбург (сложный переход под каменным арочным мостом 12-го века), Линц, Вена, Будапешт, Нови-Сад и Белград достигли речной верфи в Галаче, Румыния, где они были восстановлены для плавания в течение 45 дней. Они отправились из Галача по морю в Констанцу, где ждали технические и ремонтные группы, задачей которых было восстановление боеспособности кораблей.

Дополнительной проблемой было сохранение всей операции в секрете, чтобы корабли, путешествующие по дорогам, не были обнаружены и подвергнут бомбардировке ВВС союзников. На этапе дороги корпуса подводных лодок были покрыты брезентом, чтобы скрыть их характерную форму. С другой стороны, на этапе Дуная они плавали между двумя баржами, из-за чего их было трудно увидеть с берега.

Мост в Регенсбурге
Мост в Регенсбурге

Успех

Операция по транспортировке шести подводных лодок из Германии в Черное море длилась почти год - с середины 1942 года до середины 1943 года. Перевозка одного корабля заняла шесть недель. Длина маршрута составила более 2,5 тысяч километров!

Подводные лодки, доставленные в румынский порт Констанца, стали частью Черноморской 30-й флотилии. (30. Unterseebootsflottille). U-24 был первым в эксплуатации (10 октября 1942 г.), а последним вышел в море U-23 (3 июня 1943 г.). Первая боевая атака была совершена 5 ноября 1942 года на U-24 под командованием капитана Клауса Петерсена. В ходе этой операции торпедный предохранитель вышел из строя, а советский танкер получил лишь незначительные повреждения.

Корабли, базирующиеся в Констанце, были прибрежного типа, на морском сленге их называли «Эйнбаум» или блиндаж. Они достигли скорости 13 узлов на поверхности и 7 узлов в осадке. Дальность действия составляла 3100 морских миль на поверхности и до 45 морских миль под водой. Они могли спускаться до 150 метров. Они были вооружены тремя 53,3 см торпедными аппаратами в носовой части и 2 см легкой зенитной пушкой на борту.

Две черноморские подводные лодки (U-9 и U-24) были оснащены сверхсекретным вооружением нового типа. В отсутствие экипажа, ниже ватерлинии были установлены ракетные пусковые установки, которые в настоящее время называются ракетами «вода-земля» (поэтому они были невидимы с берега). Эти ракеты могли быть запущены из-под воды и уничтожать цели на суше.

Технически они были похожи на ракеты Schwerer Wurfrahmen 40, используемые немцами, называемые «гардеробом» или «коровой» в Варшавском восстании. U-9 провел несколько операций с этими ракетами, бомбардировав советские позиции на суше. В октябре 1943 года поврежденный в результате воздушного налета корабль вошел в порт Севастополя для ремонта. Это был один из немногих случаев, когда немецкий корабль базировался в этом с трудом завоеванном городе.

Успешный наземный транспорт подводных лодок побудил немцев перевести другие суда аналогичным образом. Тем не менее, они были немного меньше, и, следовательно, легче транспортировать. Всего в Черное море было отправлено 10 Schnellboots и 23 Räumboots, 50 паромов, 30 буксиров, 4 земснаряда, 2 ледокола и более 150 других судов.

U-9 в море
U-9 в море

Эффекты, адекватные усилию?

Как и в случае других крупных немецких военных операций, производительность Черноморского флота U-Bot была скудной. В общей сложности они потопили всего 12 советских судов вместимостью 45 426 тонн. Наилучшего боевого результата добился U-20, который потопил 5 кораблей, в том числе «Кремль».

U-18, с другой стороны, выпустил много торпед, но почти все они не попали в цель. К счастью, 6 июня 1944 года корабль, наконец, добился успеха - понтон, дрейфующий в море, был разорван на части с помощью бортового пулемета.

Судьба подводных лодок была решена в порту Констанца. С 1944 года Красная Армия на всех фронтах безостановочно продвигалась вперед, захватывая последовательные территории и страны. Перед лицом неизбежного прихода Советской армии румынское правительство решило изменить фронт на 180 градусов и объявило войну своему бывшему союзнику - Германии. Это произошло 25 августа 1944 года.

Ранее, 20 августа 1944 года, советские бомбардировщики потопили U-9 в порту и серьезно повредили U-18 и U-24. 25 августа, когда выяснилось, что подводные лодки были размещены в порту противника, немецкие экипажи решили потопить два поврежденных корабля. В свою очередь, U-19, U-20 и U-23 бежали из Констаны в море. Через несколько дней их потопили экипажи у берегов Турции (моряки сошли на берег и были взяты в плен). В начале 2008 года поисковая группа турецких подводных археологов обнаружила обломки морского дна этих трех затонувших подводных лодок.

"Кремль"
"Кремль"