Инди-рок хоть и содержит в своем составе корень «инди», но никакого отношения к Индии или индийской культуре он не имеет. Все дело в его происхождении от английского слова independent, что переводится как независимый.
История независимой музыки началась в начале 1980-х годов. Она называлась именно так в основном потому, что выпускалась под отдельными лейблами, которые не подчинялись никому и не «крутились» в бесконечном денежном обороте.
В музыкальной индустрии царил дух чего-то принципиального нового и экспериментального. Исполнители не боялись использовать необычные гитарные риффы и создавать непредсказуемые структуры своих хитов. Да и настроение песен могло варьироваться от меланхоличного и даже депрессивного до чего-то яркого и экстравагантного.
Создать свою рок-группу в тот период в теории мог каждый. Далеко не всех исполнителей ждал ошеломительный успех, но ведь главным все-таки оставалось желание показать свою собственную позицию с помощью музыки. Такие начинающие гаражные группы транслировали на студенческих радиостанциях.
Инди-рок стал обобщающим понятием для ряда направлений, которые причисляют себя к року. Хардкор, панк-рок, нойз-рок — это лишь малое из того, что входило в инди.
В середине 1980-х годов музыканты из США и Великобритании положили начало быстрому распространению жанра инди. Американская группа R.E.M. стала одной из ключевых в этом деле. В 1981 года музыканты выпустили свою первую песню «Radio Free Europe» под независимым лейблом Hib-Tone.
У группы постепенно формировалась положительная репутация, к тому же R.E.M. быстро запомнились публике. Они отличались мягким звучанием, которое позже все больше приближалось к фолку (рок с использованием народных мотивов) и постпанку (жанр, вышедший из панк-рока). В этом музыкантам помогало арпеджио — это способ последовательного перехода с одного звука аккорда на другой на клавишных и струнных инструментах. В 1988 году музыканты заключили контракт с лейблом Warner Bros. и выпустили альбом «Green». Он разошелся с тиражом более четырех миллионов экземпляров и принес группе небывалую популярность и поклонников по всему миру.
Кстати, расшифровка названия группы «Rapid Eye Movement» означает «быстрые движения глаз». Это медицинский термин, обозначающий один из признаков фазы быстрого сна. Другими словами, в этот период люди обычно видят сны.
В Англии же популярность приобрела группа The Smiths. В 1983 году они подписали контракт с независимым лондонским лейблом Rough Trade Records. С тех пор группа выпускала свои песни только под ним. Несколько их альбомов вошли в «500 величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone.
К концу 80-х годов появляются упоминания об альтернативном роке. Он возник как антипод всех мейнстримов и устоявшихся правил. Вот только с появлением культовых групп альтернативная музыка превратилась в то, против чего выступала. После выхода «Nevermind», второго альбома Nirvana, появилось не просто много, а чересчур много музыкантов, которые пытались повторить успех Курт Кобейна и подражали его музыке.
Вот что было написано в одной из статей New York Times в 1993 году: «Альтернативный рок больше не кажется таким уж альтернативным. У каждого крупного лейбла есть горстка гитарных групп в бесформенных рубашках и потертых джинсах, групп с плохой осанкой и хорошими риффами, которые культивируют двусмысленность и уклончивость, которые скрывают броские мелодии за шумом, а мастерство за небрежностью».
Сейчас нет точных разграничений между альтернативой и инди-роком. Одни считают, что первое стало своеобразным подвидом второго и направлено скорее на коммерцию и прибыль. Другие думают, что альтернативные жанры — это что-то более резкое и грубое по звучанию. Третьи же считают, что альтернативная музыка исторически относилась больше к США, в то время как инди — к Англии. Последнее мнение более правильное со стороны истории, если поискать упоминания о первых группах, которые относили к этим направлениям. Но в любом случае, оба эти понятия изначально несли один и тот же посыл.
Музыканты, вышедшие из инди-сферы, часто начинали свою карьеру, не видя перед собой ясное будущее своего творчества. Независимая музыка позволяла им оставаться собой и находить преданную аудиторию.
Сейчас помимо инди-рока развивается и инди-поп, который стал ответвлением от оригинального стиля 1980-х годов. Все исполнители, которые пишут песни в этом жанре, не похожи и одновременно похожи друг на друга. Слово «инди» практически стало синонимом мелодичной, легкой и душевной музыки в последние годы. Но новые авторы внедряют в песни свои «изюминки» и новые акценты в звучании, ищут себя и этим подтверждают свою независимость, как и их предшественники тридцать лет назад.
Не забывай подписываться на канал!
Ваш дружелюбный сосед - Космоджон 😉