Во флоте Utair 3 дальнемагистральных самолета Boeing 767-200.
Boeing 767 — уникальный самолет. Он производится с 1981 года и считается одним из самых эффективных и надежных лайнеров в своем классе. При полете на большинстве других лайнеров приходится выбирать: брать больше пассажиров и груза или лететь дальше. А Boeing 767 может с максимальной нагрузкой и максимальным количеством топлива летать на максимальное расстояние. Пилоты Boeing 767 во время радиообмена с гордостью прибавляют к названию своего самолета «хэви» — чтобы все знали, что в воздухе действительно большой и мощный самолет.
Задали несколько вопросов пилоту 767, командиру Николаю Леонидову.
Николай, традиционный вопрос. Как вы стали пилотом?
Я вырос на Крайнем Севере, в Магаданской области. Жители города даже называют всю остальную страну материком, потому что добраться до Магадана и покинуть его можно только на корабле или самолете. Так что жители региона часто летают на самолете. Я сам первый раз полетел, когда мне еще года не было. И с детства понял, что полеты — это мое.
Я читал книги об авиации, занимался авиамодельным спортом. В 14 лет я поступил в барнаульскую спецшколу, это что-то вроде Суворовского училища, только с уклоном в авиацию. Поступить туда было непросто, был большой конкурс. И в 15 лет уже летал самостоятельно на Як-52. Дети из обычных школ летом улетают на «материк», а я в это время учился летать на самолете. Сперва, конечно, мы летали с инструктором, но после нас допускали до самостоятельных полетов. Инструктор только кладет мешок с песком на свое место для правильного весового баланса, и все — полетел! Так что я управлял самолетом за пару лет до того, как получил автомобильные права.
С такой подготовкой нас принимали в военные летные училища без экзаменов. Однако послужить в армии не довелось — в 1998 году выпускников всех летных училищ в стране отправили в запас. Так я оказался в гражданской авиации. Работал в авиатакси, стал командиром Ту-204. И наконец, когда пришло время менять место работы, то из 5 мощных авиакомпаний я выбрал Utair, и не жалею.
Тяжело было переходить на 767?
Нет, вся переподготовка заняла несколько дней. Мы изучили материалы, полетали на тренажере — и в небо. Благо кабины на Boeing 757 и 767 одинаковые.
А вообще, у нас в авиакомпании есть пилоты, которые летают одновременно и на узкофюзеляжном Boeing 757, и на широкофюзеляжном 767. Правда, это непросто — нужно держать в голове особенности разных лайнеров. Например, у большого 767 другие габариты, нужно помнить об этом при движении по рулежным дорожкам, да и кабина находится выше. Ну а в небе особой разницы нет.
Вообще, вся наша работа — это непрерывное обучение. Пилоты постоянно совершенствуют свои навыки.
Пассажир спрашивает: «Как отдыхают пилоты во время длительного полета?».
В некоторых пассажирских самолетах на борту есть специальные комнаты отдыха для экипажа. В Boeing 767 таких комнат нет, но зато в большой кабине пилотов кроме кресел командира и второго пилота есть еще пара раскладывающихся кресел, на которых может лететь и отдыхать подменный экипаж.
У пилотов есть четкие нормативы по количеству рабочих часов. Днем мы можем работать максимум 12 часов, ночью — 11. Это время включает примерно 1–1,5 часа до взлета и примерно 30 минут после посадки и выключения двигателей.
Если лететь дольше норматива, то на борт берут подменный экипаж: одного командира или пару из командира и второго пилота. К примеру, на рейс в Анадырь с подготовкой у нас уходит 10 часов — летим вдвоем. А вот в Китай только лететь 10 часов, поэтому на борту двойной экипаж.
Boeing 767 — это «дальнобой». Значит, вам довелось полетать по миру?
Действительно, широкофюзеляжный Boeing 767 отлично подходит для дальних рейсов. Модификация Boeing 767-200 во флоте Utair — вообще уникальный самолет. Это единственный лайнер, который может взять на борт максимальную загрузку пассажиров и груза и отвезти ее на максимальную дальность. При этом посадку самолет может осуществить на относительно короткую полосу.
Поэтому 767 активно задействован в миссиях ООН. Мы возим миротворцев и грузы в Гамбию, Непал, Ливан, Судан, Замбию, Сенегал, Центральноафриканскую Республику. Надо признать, что это не самые комфортные места для путешествий. К примеру, из аэропорта столицы Центральноафриканской Республики Банги в гостиницу нас отвозят под охраной автоматчиков. Но в любом случае все риски учтены — мы не летаем туда, где действительно опасно.
На некоторых направлениях в аэропорту даже нет квалифицированных техников. В такие рейсы мы берем с собой не только сменный экипаж, но и двух инженеров. А в багажном отделении у самолета есть «техническая аптечка»: запасное колесо, разные жидкости для систем. В таких полетах после посадки мы буквально закрываем самолет и идем отдыхать в гостиницу.
Еще 767 работает на направлениях в Среднюю Азию. Тут важна другая особенность самолета: он может брать на борт топливо сразу на полет туда-обратно. Дело в том, что топливо в местных аэропортах очень дорогое. Летать со своим топливом значительно выгоднее.
В «горячее» время летаем в Красноярск и Сочи. Единственный рейс из России в Саудовскую Аравию также выполняем на 767. И рейс всегда заполнен полностью!
Тяжело вообще проводить много часов за штурвалом? Что делать, если устал и совсем нет сил?
Действительно, работа у нас напряженная. Иногда бывает так, что устаешь еще на земле: сложные погодные условия, подготовка, антиобледенительная обработка... плюс долгий рейс.
В таких случаях в авиации действует правило. Если пилот чувствует, что для безопасности полета ему нужен кратковременный перерыв, он должен позвать в кабину бортпроводника. Пока тот следит за одним пилотом, другой может отдохнуть. Пилоту критически важно быть отдохнувшим перед посадкой. Особенно когда летишь в сложный аэропорт, например в Анадырь.
А что сложного в Анадыре?
В Анадырь тяжело летать зимой. В это время года там ухудшаются погодные условия: сильный ветер, низкая видимость, резкие перепады температуры. Иногда приходится и на второй круг уйти, и даже на третий. Но, как я уже говорил, у 767 много топлива, самолет может несколько часов покружить, ожидая хорошую погоду. Мы в случае чего можем уйти на запасной даже в Сургут или Владивосток!
Однажды был случай в Анадыре — погода резко испортилась не во время посадки, а прямо перед взлетом. И ничего не поделать! В Анадыре нельзя сесть на «Аэроэкспресс» и через полчаса быть в городе, между аэропортом и городом нужно лететь на вертолете или плыть на пароме. Но когда погоды нет, вертолет и паром тоже отменяются. А в гостинице мало мест! С большим трудом разместили в ней женщин и детей, мужчины ночевали в аэропорту. Улететь получилось только через 2 дня.
Ну а вообще, я предпочитаю анализировать погоду за 1–2 дня до вылета. Лучше перенесу рейс или изменю время вылета, чтобы не кружить часами над городом и не ночевать на запасном.
Говорят, что 767 — уходящий самолет, ему на смену приходят другие лайнеры, более современные…
Конечно, у Boeing есть модели новее, но 767 остается уникальным самолетом. Кроме его летных характеристик важно еще и то, что лайнер, как говорится, обкатан. Он очень надежен, все «детские болезни» устранили. Большое количество Boeing 767 эксплуатируется в авиакомпаниях Японии и США.
Самолет — не одежда, он не может выйти из моды. Уверен, пока Boeing 767 эффективны, они будут летать. Ну а если компания решит перейти на 777 или другие самолеты — нет проблем, мы переучимся и будем летать на них.
Пассажир спрашивает: «Ужасно хочу побывать в кабине. Можно стучаться? Пустите?».
К сожалению, это запрещено правилами безопасности. Кабина пилотов должна быть закрыта с момента посадки пассажиров и до момента, когда все покинут салон. Посторонних в ней быть не должно.
Но это не беда: сейчас в разных городах России появляются частные авиасимуляторы. Кабина в них выглядит точь-в-точь как на настоящем лайнере. Можно не только сфотографироваться, но и сесть за штурвал и полетать. Я вот собираюсь детей сводить покатать.
Здорово! И много у вас детей?
Сейчас четверо, ждем пятого. Кстати, с супругой мы познакомились в Utair. Я — пилот, она — бортпроводник. Так тоже бывает!
У меня в семье не было летчиков, так что наша династия только начинается. Вот старший сын заявляет, что собирается стать пилотом. Я лично за! Работа у нас непростая, но очень интересная. Даже после самого сложного рейса, когда весь взмокнешь от напряжения, выходишь из кабины счастливым. Где еще такое испытаешь?
⌘ ⌘ ⌘
Инстаграм Николая: https://www.instagram.com/captainleo767