Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
Учение о методе начало развиваться ещё в науке Нового времени.
Изучением методов занимается область знания, называемая методологией, что дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение).
Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы её осуществления.
Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Классификация методов научного познания:
- Всеобщие;
- Общенаучные;
- Частнонаучные.
Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический.
Это общефилософские методы.
Метафизический метод с середины XIX века начал всё больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий междисциплинарный спектр применения.
Уровни научного познания:
- Эмпирический;
- Теоретический.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путём проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, как следствие обобщения научных фактов, здесь возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
К третьей группе методов научного познания относятся методы используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука имеет свои специфические методы исследования.