Найти в Дзене

На службе "Динамо"

Те, о ком пойдет речь, не забивали красавцев-голов и в годы триумфа брянского клуба не поднимались с бело-голубыми на футбольный олимп. Но и находясь, что называется, за «кадром», они по праву заслужили о себе добрую память на многие годы. Это о людях различных профессий, принимавших в жизни команды самое активное участие: функционеры, администраторы, дикторы стадиона, журналисты… Этот список можно продолжать и продолжать.

Каждый из них внёс в историю «Динамо» свой собственный, и отнюдь не маленький, вклад. Кто-то был верен «Динамо» по долгу службы, кто-то просто из любви к футболу, а кто-то по велению сердца, поскольку по-другому быть просто не могло. Время тогда было такое. Как сегодня не вспомнить первых динамовских администраторов А. Орлова, К. Шипилова, В. Чистякова, работавших по сути на голом энтузиазме, или функционеров ФСО «Динамо» Г. С. Леонова, Д. П. Иванова, И. А. Пахомова… Тогда, в начале 60-ых, с приходом в Брянск профессионального футбола, пусть и именовавшего стыдливо любительским, на их плечи опустился груз огромной ответственности, каждый нёс его по-разному, как мог и считал нужным. Не все их решения теперь видятся однозначными, но главное они выполнили: команда существовала. Пришедшим после них, наверное, было полегче, но не всегда…

Диктор стадиона «Динамо» 60-70-ых годов Б. С. Старовойт одновременно являлся главным спортивным начальником области, председателем облспорткомитета. Однако он никогда не чурался своей второй профессии, его голос болельщики слышали на каждом матче. В жару, холод, дождь и снег с блокнотом в руках исполнял свой профессиональный долг журналист А. П. Кузнецов. А корреспондент «Брянского комсомольца» Н. Иванов в 1968 году лишь с третьей попытки сумел «пробить» редакционную командировку на российский финал в Пятигорск. «Это очень нужно нашим читателям», - примерно так он раз за разом аргументировал на редакционных летучках свое желание наиболее полно и подробно рассказать на станицах газеты, как жилось и игралось брянцам вдали от дома. Как вспоминают сегодня ветераны журналистского цеха «Комсомольца», в те ноябрьские дни 68-го редакционный телефон буквально раскалялся от звонков читателей: «Как сыграло «Динамо»?! И Иванов с завидной пунктуальностью снабжал Брянск информацией.

Шли годы, не всегда удачные для «Динамо» менялись времена и события, на смену ветеранам-журналистам приходила молодая поросль. С 2001 и по 2019 годы в Брянске выходила областная спортивная газета «Къ Спорту». И все эти годы у руля её находился не менее пламенный пропагандист футбола, чем его предшественники, И. Какошин. За его плечами сотни командировок во все уголки необъятной России, и, открывая очередной номер газеты читатели «Къ Спорту» были всегда уверены, что получат исчерпывающий ответ на все имеющиеся у них вопросы о команде.

Конечно же, всем нам памятен вклад в судьбу «Динамо» Е. П. Синяева, по-настоящему первого Президента с большой буквы брянского клуба, вложившего в него всю душу и вытащившего команду из низов второй лиги в первый дивизион.

Нельзя не упомянуть и о большой поддержке, оказанной в своё время клубу бывшим губернатором области и президентом «Динамо» Ю. Е Лодкиным, которому за это благодарны, наверное, все брянские болельщики вне зависимости от их политических пристрастий.

Одним словом, наш рассказ о тех, кто верой и правдой служил «Динамо».

Евгений Палладьевич Синяев

(2 января 1948 г. – 11 августа 2006 г.)

В 1998-2006 гг. – Председатель совета учредителей ФК «Динамо» (Брянск), президент ФК «Динамо» (Брянск).

Он был талантливым спортсменом, талантливым организатором, способным предпринимателем, отличным футбольным менеджером. За какое бы дело ни брался Евгений Палладьевич Синяев, он всегда добивался результата. Строительство и ремонт спортивных объектов, тренерская стезя, умение работать с людьми - ему все было по силам.

На первый взгляд он был суров, немногословен, частенько заводился с пол-оборота и не жалел крепкого словца. И вместе с тем Палладьич был отходчив, умел прощать. Когда пребывал в благостном настроении, его серые глаза светились добротой. Этот суровый с виду человек сделал очень много доброго и тем, кого знал, и тем, с кем даже никогда не был знаком. Таким он остался в нашей памяти: футбольный функционер, трудяга во всем, завхоз, бухгалтер и первый по-настоящему, до конца преданный своему родному клубу костей президент «Динамо».

Евгений Синяев родился в небольшой деревушке Робское Комаричского района. Уже в школе был заметен его незаурядный спортивный талант. Женя играл в баскетбол, футбол, волейбол, выигрывал районные соревнования по лыжам и, конечно, бегал (причем обязательно быстрее всех)! Школьный учитель физкультуры Асхар Макоев «заводил» его:

- А быстрее можешь?

Оказалось, может.

После окончания Лопандинской средней школы Евгений уехал в Москву и поступил в Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Учеба, повседневные студенческие заботы, для спорта времени в обрез. Потом армия - служба в Кремлевских войсках, куда Евгений попал из-за своего статного спортивного телосложения. Первое соревнование - первенство части, первая встреча со своим тренером.

К нему подошел пожилой мужчина:

- Молодой человек, Вы хотите научиться быстро бегать?

Синяев смутился, пожал плечами:

- Хочу, а что?

- А вот что…

Этим человеком оказался заслуженный мастер спорта, чемпион Европы 1946 года Николай Захарович Каракулов. Да, с тренером Евгению повезло. Через три месяца регулярных тренировок он выполнил норматив мастера спорта СССР. Проходит еще немного времени, и он выигрывает первенство страны среди юниоров, побеждает на молодежных матчах СССР-Италия, СССР-Франция, с успехом участвует во многих международных соревнованиях. Всё это пришлось на тот же 1967 год.

Однако впереди был1968 год, год Олимпийских игр в Мехико. В преддверии Олимпиады Синяев удачно выступил в зимних соревнованиях, установив рекорд СССР в беге на 50 м.-5,6 сек. В зимнем первенстве Европы в Испании он занимает в финале четвертое место. Хороший зимний «разбег» позволил блестяще начать летний сезон. В Риге Евгений выполняет нормативы мастера спорта международного класса на своей любимой «сотке»-10,1 сек. Международные соревнования в Болгарии, Польше, ГДР, Швеции - и снова стабильные, высокие результаты.

Трижды со своими партнерами по эстафетной команде он устанавливает рекорды СССР.

Первенство страны в Ленинакане, на котором производился отбор в олимпийскую сборную, приносит второе место на пьедестале почета и путёвку на Олимпиаду. И вот –Мехико, самые высокие по рангу соревнования. Но, к всеобщему сожалению, наши спринтеры выступили неудачно, причем поражение было до того нелепым, что в него не хотелось верить: потеряли эстафетную палочку при передаче, и команда была снята.

Спустя многие десятилетия Синяев вспоминал о событиях в олимпийском Мехико: «Мы не учли в своей подготовке самого важного: что Олимпийские игры - это главное соревнование сезона. А у нас получилось главным соревнованием первенство СССР, а ему предшествовало участие в 60-ти других соревнованиях, поэтому мы не смогли сохраниться к Мехико, прошли пик формы раньше».

К зиме 1972-го в жизни Евгения произошло достаточно много изменений: он вернулся домой на Брянщину, поступил в Смоленский институт физической культуры, был участником матча СССР-США в Лос-Анжелесе, стал чемпионом СССР в эстафете 4х100. И, конечно же, новоиспеченный мастер спорта международного класса, получивший это звание в конце зимы 1971-го, готовился к очередным Олимпийским играм в Мюнхене. Его целью было пробежать свою «сотку» за 10 сек. ровно. Но в Мюнхен Синяеву отправиться не довелось- из-за травм он пропустил очень много ответственных соревнований и не прошел отбор. Но, как поговаривали в те годы, Евгению просто не простили той злополучной мексиканской осечки. Уж что-что, а припоминать прежние ошибки в СССР умели...

За шесть лет своей спортивной карьеры на самом высоком уровне, с 1967 по 1973-й год, Синяев выходил на старт в форме сборной СССР более чем в 50-ти странах, соперничал с сильнейшими спринтерами мира, в том числе с представителями американской спринтерской школы Мелом Пиндером, Чарли Грином, Джимом Хайнсом…Приходилось ему и побеждать американцев в принципиальнейших матчах того времени СССР-США.

С 1974 года, окончательно вернувшись после завершения спортивной карьеры на родную брянскую землю, Евгений Синяев отдавал все силы развитию брянского спорта, в начале как тренер, затем как незаурядный организатор спортивного дела. При его непосредственном руководстве были доведены до лучших мировых легкоатлетических стандартов стадион «Десна» и одноимённый легкоатлетический манеж. Когда в 1983-м в Брянске задумались о строительстве хоккейного стадиона с искусственным льдом, именно Синяев мотался десятки раз в Москву до тех пор, пока не выбил в столице компрессорное оборудование для новой спортивной арены.

Высокий авторитет Синяева, спортсмена и руководителя, обеспечил ему очень нелёгкую работу во время Московской Олимпиады-80. Он курировал организационно-хозяйственную работу на Олимпийских играх: прием представителей зарубежных спортивных федераций, их размещение, обустройство, питание, досуг. Порученное ему Синяев выполнял от и до, крутился, словно белка в колесе. И в том, что московская Олимпиада прошла с блеском, есть и его немалая заслуга. Жаль только, что об этом быстро забыли...

Но на свой пик Синяев-организатор вышел после перехода в спортивное общество «Динамо». Он стал первым директором специализированной школы олимпийского резерва по легкой атлетике. Во многом благодаря ему Брянская область делегировала в олимпийскую сборную страны пять спортсменов.

Огромный творческий и организаторский потенциал Евгений Синяев продемонстрировал на рубеже веков, когда в конце XX столетия возглавил футбольный клуб «Динамо» (Брянск), занимая вначале пост председателя совета учредителей клуба, а затем и президента.

И находящийся в упадке клуб очень быстро добился серьезных успехов. Став одной из сильнейших команд второго дивизиона, брянское «Динамо» вскоре сделало и еще один, казавшийся в то время многим немыслимым, спортивный шаг - вышло в первый дивизион российского футбола. И этим успехом планы Евгения Палладьевича не ограничивались. Им была намечена следующая вершина - премьер-лига, и подготовку к этому историческому шагу Синяев вёл серьезно и основательно.

Слов признательности и уважения достойна деятельность Евгения Синяева в деле развития брянской спортивной инфраструктуры. Современная детско-юношеская футбольная школа с филиалами в районных центрах области, восстановленный плавательный бассейн, две отличные футбольные базы, поле с искусственным покрытием, Дом борьбы и, наконец, полностью обновлённый центральный стадион города «Динамо» - вот что получил спортивный Брянск за те годы его деятельности на своём посту.

Родина высоко оценила заслуги Евгения Палладьевича Синяева. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» и другими государственными наградами.

У него было много новых проектов, но судьба помешала ему воплотить их в жизнь: 11 августа 2006, накануне празднования Дня физкультурника, Синяева не стало. Проводить его в последний путь пришли тысячи болельщиков, прощальное шествие растянулось на сотни метров по бульвару Гагарина – от стадиона «Динамо» до площади Ленина. Но все остается людям, и того, что успел сделать Евгений Палладьевич Синяев для всех нас, с избытком достаточно, чтобы память о нем жила в наших сердцах вечно.

Душа Синяева была открыта для многих, кого он считал соратниками и друзьями. Открытость предопределила и уязвимость Евгения Палладьевича. Но открытым и доступным для многих людей создал его Бог. Другим он быть не умел, да и не хотел. Маленькие и мелкие люди, пользуясь его открытостью, очень часто досаждали ему, пытались сделать какую-нибудь неприятность. Он прекрасно понимал, что ему досаждают, но никогда не закрывал от людей свою душу. Переживал, расстраивался, злился, когда по отношению к нему в той или иной степени допускалась несправедливость, однако же публично никогда своих переживаний не высказывал. Палладьич считал себя сильным человеком и был таковым.

Подготовил Константин Ушаков.