Найти в Дзене

"Особый ребёнок никогда не будет нормальным" или "Раз вылечили, значит несерьёзно" - рассказываю, почему оба утверждения чушь

Оглавление

Для тех, кто впервые видит мой блог, маленькое отступление: у моего ребёнка в анамнезе сенсомоторная алалия - тяжелое расстройство речи, проявляющееся тем, что ребёнок без помощи может никогда не заговорить и очень ограниченно понимать речь, что потенциально ведёт к тяжелой задержке умственного развития. В "подарок" к нему у сына прилагался набор аутичных симптомов: странные игры, отсутствие отклика на имя и речь, проблемы с привязанностью, подражанием и прочее.

Лёва в зоопарке
Лёва в зоопарке

По состоянию на практически 6 лет сын умеет очень многое (читает, пишет, рисует и т.д.), говорит (уровень ОНР3), понимает, интеллектуальное развитие в порядке, социализирован, полностью сам себя обслуживает. Работы ещё много, но уже видно, что ребёнок на пути к норме.

Иногда в своём блоге, посвящённом коррекции таких детей, я вижу совершенно неожиданные комментарии от читателей насчёт расстройств развития.

Одни люди пишут что-то в духе: "Даже если вы найдёте причину, вы ничего не сделаете. Смиритесь. Ребёнок никогда не будет нормальным."

Другие пишут ещё более странные вещи: "Раз ребёнка удалось вылечить, значит не было ничего серьёзного. Родителям просто нечем было заняться."

Понятно, что это пишут обыватели, которые никогда не имели дело с проблемами развития. Но мне хочется прояснить некоторые моменты, потому, что может случится так, что у такого человека родится подобный ребёнок и он либо плюнет на него с самого начала, не дав ему и шанса на нормальную жизнь, либо будет ждать до школы, ведь проблемное развитие -это "несерьезно", а потом очухается, но компенсировать уже будет если не безнадёжно, то намного сложнее.

МИФ №1: "Даже если вы найдёте причину, вы ничего не сделаете. Смиритесь. Ребёнок никогда не будет нормальным."

При расстройствах развития типа аутизма, алалии, ЗПР, ребёнок нередко остаётся интеллектуально сохранным. Не знаю какая доля сохранности при алалии и ЗПР - просто не попадалась такая статистика, но по наблюдениям, сохранность довольно большая. Дети отстают в силу более медленного развития и речевых проблем, но когда компенсируют их, быстро нагоняют норму. Для расстройств аутистического спектра средняя цифра сохранности около 50%.

Именно интеллектуальная сохранность определяет способность человека к независимой жизни и социальной адаптации.

При алалии и ЗПР, как правило, особых трудностей с социальной адаптацией не возникает.

А вот в случае с аутизмом насчёт социума прогноз неопределённый, так как ребёнок может как сравнительно хорошо компенсировать эту сферу, так и всегда испытывать в ней большие затруднения. Тем не менее, мы живём в таком мире, где всё более важен интеллект, где полным ходом развиваются технологии. И если, скажем, ещё 30 лет назад проблемы с коммуникацией и социализацией могли вызывать серьёзные трудности, то сейчас много удалённых профессий, через которые такой ребёнок может полностью реализоваться, быть сам счастлив и приносить пользу обществу.

Да, развитие у особых детей дефицитарное - надо много танцевать с бубном, чтобы малыш сделал что-нибудь, что дети с нормальным развитием начинают делать сами по себе. Однако, повторюсь, когда удаётся компенсировать недостающие навыки и знания, ребёнок догоняет сверстников.

ВАЖНО: пока ребёнок маленький, кроме каких-то очень очевидных случаев, нельзя достоверно определить сохранен ли он интеллектуально и насколько.

Расстройство развития может проявляться с обилием симптомов, как было, например, у моего сына. Но это не показатель, что так будет всегда. Вариантов исхода много и в большинстве случаев наверняка нельзя ничего спрогнозировать. Ребёнок может навсегда остаться таким, может частично скомпенсироваться, а может догнать сверстников и отличаться очень незначительно - всё зависит от конкретного малыша, диагноза, наличия сопутствующих заболеваний и срока начала реабилитационной работы. Родителям остаётся плотно работать и надеяться на лучшее, но никак не стоит опускать руки, ведь можно сломать жизнь ребёнку, у которого есть все шансы выйти в норму.

Да, бывают, к сожалению, случаи с тяжелой и средней умственной отсталостью, где действительно выше головы не прыгнешь. Но и здесь иногда можно научить ребёнка самообслуживанию, уходу за собой, базовым навыкам, чтобы в будущем он, простите, не ждал в 40 лет в уголке, когда ему попу помоют, а мог сам себя обслужить.

МИФ №2: "Раз ребёнка удалось вылечить, значит не было ничего серьёзного. Родителям просто нечем было заняться."

Это очень недальновидное рассуждение.

Попробую объяснить через другие, более распространённые вещи. Я думаю, все знают, что ДЦП это сложное двигательное расстройство. Форм у ДЦП много, прогноз сложный и опять же зависит от конкретной ситуации. Тем не менее, в некоторых случаях дети, к примеру, начинают ходить. Но что стоит за их самостоятельным передвижением? Долгая работа, долгие реабилитации и тренировки, постоянная борьба с расстройством. Если люди тут будут сидеть по принципу "Ничего серьёзного - само пройдёт", они никогда не получат такой результат.

Тоже самое можно сказать про инсульт. Взрослые люди, испытавшие инсульт, могут на время потерять какие-то навыки, однако тренировки, лечение, работа с логопедом может вернуть если не всё, то часть утраченного, на место.

Так и с алалией и другими нарушениями развития. К сожалению, это не тот вариант когда "само пройдёт" и "нечем заняться". Подобные расстройства часто поддаются коррекции, но это не значит, что они автоматически лёгкие и можно ждать у моря погоды. Это значит, что надо не отчаиваться и много-много работать.

Всем добра и поменьше негатива в жизни!

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Можно ли преодолеть алалию и другие нарушения развития?

Аутичные черты (АЧ) - равно ли это аутизму? О критичных проявлениях аутизма.

Аутизм - лечить или сдаться и "жить дальше"?