Найти тему
Ехидный историк

Существуют ли братские народы?

Из открытых источников
Из открытых источников

Хотя с распада СССР прошло уже почти 30 лет, однако один из советских идеологических штампов продолжает активно впихиваться в общественное сознание. Это часто употребляемое выражение «братские народы».

Давайте попробуем разбираться, а по какому критерию определяется эта «братскость» и существуют ли такие народы в принципе? Вопрос, как мне кажется, достаточно важный. Ведь само слово предполагает, что к каким-то народам мы должны относиться ну если не с любовью, то с симпатией, не так как к остальным, что-то им прощать, в чём-то помогать, брать на себя какие-то обязательства.

В частной жизни мы 10 раз подумаем, нужно ли бросаться такими словами. Конечно, есть люди, которые слово «брат» могут применять ко всем встречным поперечным, но у большинства такая практика восторга не вызывает. Вряд ли на национальном и государственном уровне дело обстоит по-другому.

Итак, кого же обычно русским записывают в братья? Нередко говорят о том, что многие народы могут быть похожи друг на друга в плане языка, образа жизни, культуры, внешнего облика. С этим спорить трудно. Понятно, что русские и поляки явно похожи друг на друга больше, чем оба этих народа на эфиопов, например.

Однако приводит ли такая похожесть в обязательном порядке к братским отношениям? Да ничуть не бывало. Возьмём всё тех же поляков. История показывает, что никакими братьями для русских они не были. Да и сегодня никто такого не скажет.

То есть вряд ли стоит вполне нейтральный и конкретный термин «родственные народы» заменять на какие-то братские. Родственные народы нередко относятся друг к другу далеко не по-дружески. Тому есть несколько причин.

1) Если речь идёт о действительно близкородственных народах, представители которых без особого труда могут ассимилироваться друг в друга, то эти народы просто соперничают так или иначе между собой за один из самых важных ресурсов – людей. Яркий пример – сербы и хорваты. Ну а в последние годы русские и украинцы.

2) Есть и своего рода психологическая причина. Свои привычки, язык, культура нам дороги именно потому, что они свои родные, с детства привычные. Однако людей нередко может привлекать и разного рода экзотика. Она интересна именно тем, что ничем не похожа на привычное, повседневное.

Но вот с культурой родственной всё нередко обстоит по-другому. Она воспринимается не как своя, но при этом и не настолько экзотична, чтобы вызвать интерес. Скорее её воспринимают как дурную копию своей собственной культуры. Проще всего это видно на примере языка. Немало людей начинают учить испанский или там японский языки, не из каких-то прагматических соображений, а просто из интереса. Сложно представить себе такое по отношению к украинскому. Русские если и вынуждены его учить на Украине, то из под палки.

3. Наконец, родственные народы просто часто живут рядом. А у соседей всегда больше поводов для ссор и претензий. Опять сошлёмся на русских и поляков.

Но ведь в братские народы нам часто записывают таджиков, узбеков, армян, которые ну никак в этническом плане для русских родственными не являются. Тут уже можно услышать ссылку на опыт совместного проживания в одном государстве. Сам опыт, конечно, никто отрицать не собирается. Но, опять же, зададимся вопросом: а что, это проживание в одном государстве как-то гарантирует братские отношения?

Возьмём примеры из той же отечественной истории. С поляками мы жили в одном государстве с 1815 по 1915, с финнами с 1809 по 1917. Примерно столько же приходится на совместное проживание с теми же таджиками, например. Но почему-то поляков и финнов нам никто в братья не записывает.

Можно услышать ещё часто ссылку на общую историю и особенно на Великую Отечественную войну. То есть мы братья потому, что 75 лет назад одержали победу над Германией и её союзниками. Но и такой подход кажется, мягко говоря, странным. Не будем сейчас даже обсуждать, кто внёс из народов СССР больший вклад в победу. Но вот, допустим, воевали вместе когда-то. И что? Воюющие вместе называются не братьями, а союзниками. Причём история даёт немало примеров, когда бывшие союзники становились лютыми врагами.

В начале XIX века Россия и Англия вместе воевали с наполеоновской Францией. А уже в 1853 г. Англия и Франция вместе выступили против России в Крымской войне. И никого это особо не удивило.

Опять же, если считать особо значимой именно Вторую мировую, то тогда самыми братскими для русских должны быть англичане и американцы. Но их почему-то братьями никто не торопится объявить.

В общем, может пора наконец отказаться от советского пропагандистского штампа и понять, что никаких братских народов не бывает?

Из открытых источников
Из открытых источников