Славянские племена, как и другие варварские племена Европы, в эпоху Великого переселения народов не раз потрясали своими набегами рубежи Римской империи, а славянские ладьи доходили не только до Византии и Малой Азии, но достигали и самих Афин и Рима.
Феодор Синкелл (VII в.) пишет: «славяне приобрели большой навык в отважном плавании по морю с тех пор, как они начали принимать участие в нападениях на ромейскую державу». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, c. 85]. Особенно умелыми в искусстве передвижения по рекам, заливам и прибрежным водам морей было славянское племя венедов, имевшее известность от Средиземноморья и древней Тавриды до сурового европейского северо-запада.
Кочевые народы, вступавшие с союзы со славянами, часто призывали славян на помощь для наведения переправ через реки, строительства плотов и легких судов-однодеревок. Так, славяне помогали аварам в Подунавье при осаде Константинополя в 626 году.
Достоверных письменных источников самих славян, живших во времена родового строя, нет. Но мы можем судить о славянах по письменным источникам их соседей – Византии, франков, готов и арабов. Наиболее ценные сведения о древних славянах приводят Прокопий Кесарийский (ок. 500-560 гг.), Маврикий Стратег и Иордан (Iordanes).
Иордан пишет о славянах: «К северу, от истока реки Вистулы, на огромных просторах обитает многочисленное племя венетов (Venethae). Хотя их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами (Sclaveni) и антами (Antes). Славяне живут от города Новиетуна (на Дунае) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра (Днестра) и на севере до Висклы (Вислы). Болота и леса заменяют им города». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 33].
В начале III века начинается движение германских племен под именем готов от берегов Балтики к Черному морю; без сомнения, движение это совершалось по тому же водному пути, по которому после, в половине IX века, спускались дружины варягов. [Соловьев С.М. Сочинения в 24 томах. - М., 1988, т. I, гл. 3, с. 114]. В IV веке готский вождь Германарих положил основания государству в таких обширных размерах, в каких после явились славянские владения Рюриковичей. Тогда же римскому императору Диоклетиану удалось натравить германские племена готов на славян.
Славяне обосновались к северу от Дуная не позднее V в. Неизвестный латинский автор VII века во «Франкской космографии» пишет: «Данубий (Дунай) долго течет среди великих народов, Огромная река, она дает пастбища славянам (Sclavis), Протекает среди гуннов и соединяет винидов» [Священныя книги Ветхаго и Новаго Завета. – Вена., 1877, c. 399].
В 559 году началась война союзных гуннов и славян с Византией. Прокопий Кесарийский пишет: «Множество славян недавно через Дунай перешли и великую добычу побрали, ибо землю во всю ширь и длину разорили» . [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. М., 1769, кн. I, ч. II, гл. 33, с. 427]. Подойдя к стенам Царьграда, предводитель союзного войска гуннов и славян Заверган, получив огромный денежный выкуп, отошел к Дунаю.
События 581 г. описал Иоанн Эфесский: «народ славян ... прошел через всю Элладу и по стране Фессалонике, и по фракийским провинциям», взял множество городов и крепостей, завоевал страну, сел в ней «как в своей собственной... они стали богаты, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия. Они научились вести войну лучше, чем ромеи». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, c. 279]. В июле 600 г. папа Григорий I (ок. 540-604 н. э.) пишет епископам дунайским: «Весьма мне печально, что вы многие беды и утеснения от славян терпеть принуждены, это мне прискорбно о вас и вашем несчастии, а, тем более что они уже через Истрию в Италию нападать стали». [Там же, 1995, т. II, c. 351].
По сирийскому «Смешанному Хроникону» в 623 году славяне в Средиземноморье напали на остров Крит. В 626 году славяне в союзе с аварами и персами обрушились на Византию и осадили Царьград. По Феодору Синкеллу, греческий флот «под натиском вражеских полчищ… повернул корму и открыл врагам легкий доступ к городу». [Бычков А.А. Происхождение славян. – М., 2007, c. 87]. Но, разразившаяся буря уничтожила легкий славянский флот челнов «однодревков».[1] Это было воспринято греками как чудо заступничества на виду храма Влахернской богородицы. В память этих событий, установлена особая церковная служба Богородице - акафист, где славится чудо победы над «злыми славянами».
При императоре Юстиниане II (685-695 гг.) с помощью 30 тыс. отборного войска славян под водительством князя Небула, Византия впервые одержала победу над арабами.
Византийский историк начала VII в. Феофилакт Симокатт сообщает, что к императору Византии доставили трех пленных славян, при допросе которых выяснилось, что родом они из земли оконечности Западного океана (Балтийское море), к которым добрались послы аварского хагана, чтобы собрать воинские силы славян для похода на Византию: «прельщая старейшин богатыми дарами. Но те, приняв дары, отказали ему в союзе, уверяя, что препятствием для них является длительность пути… ведь дорога занимает пятнадцать месяцев» [Там же, c. 17].
Клады византийских монет этой эпохи, найденные в низовьях Одера, могут свидетельствовать о том, что аварский Каган действительно раздавал подарки местным вождям из сумм византийской дани.
По значительности пространства, занимаемого, по свидетельству Аль-Фазари (772-773), славянами, почти равного Халифату, можно заключить, что во времена этого астронома, арабы имели достаточно подробные и верные сведения о расселении славян. [Гаркави А.Я. Дополненiя къ сочиненiю Сказанiя мусульманскихъ писателей о Славянахъ и Русскихъ. - Спб., 1871, c. 9].
Славяне рисуются рядом историков древности бодрыми, сильными, неутомимыми, мужественными людьми, стройными и высокими ростом. Их отличало целомудрие, крепкие семейные и моральные устои. Император Византии Маврикий Стратег (582-602) пишет о славянах: «Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь , и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем ни было нужно; так что если гостю по беспечности принявшего причинен вред, против него начинает вражду тот, кто привел гостя, почитая отмщенье за него священным долгом… Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы… не считая жизнью существование вдовстве». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, c. 17]. Об этом же сообщает в середине VIII в. латинский епископ Бонифаций: «винеды (славяне)… со столь великим усердием блюдут взаимную супружескую любовь, что жена после смерти своего мужа отказывается жить» [Священныя книги Ветхаго и Новаго Завета. – Вена., - 1877, c. 417].
Ф. Энгельс, на основе исследования Л. Морганом родового строя, пишет: «А каких мужчин и женщин порождает такое общество, показывают восторженные отзывы всех белых, соприкасавшихся с неиспорченными индейцами, о чувстве собственного достоинства, прямодушии, силе характера и храбрости этих варваров». [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 тт. Второе издание. – М., 1955-1981, т. 21, с. 98.].
Историки тех лет приводят многие имена, среди них вождей, склавинов и антов - Бож, Мезамер, Келагаст, Ардагаст, Мусокий, Пирогаст, Даврит, Всегорд, Доброгез, Усигард, Первуд …
Особенно поражало современников органическое свободолюбие славян: «Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами , ни повиноваться, особенно в собственной земле…Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, c. 369].
Ф. Энгельс пишет по этому поводу: «Для человека низшей ступени варварства раб был бесполезен… Рабочая сила человека на этой ступени не дает еще сколько-нибудь заметного избытка над расходами по ее содержанию… господство над покоренными несовместимо с родовым строем». [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 тт. Второе издание. – М., 1955-1981, т. 21, с. 58, 150].
Что касается свободолюбия славян, то оно объяснялось, в частности, особенностями их языческой веры. Воины предпочитали убивать себя собственным оружием, но не сдаваться в плен, поскольку, по их понятиям, мертвый переходит в иной мир, каким он был в последние минуты жизни. Пленных обычно обращали в рабов, а быть рабом вечно «на том свете» славяне органически не желали.
В известном мирном договоре 944 года Игоря с греками, в числе кар, за нарушение договора, в частности, оговаривается и чисто языческое возмездие: «погибель во весь вѣкъ в будущий … и да будутъ раби въ весь вѣкъ будущий». [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 47].
Лев Диакон пишет о язычниках тавроскифах (росах Святослава): «они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежден-ные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть». [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 79-80]. Византийский историк Менандр Протектор сообщает, что в VI веке славяне отказались подчиниться аварскому хану Бояну, не желая, лишится своей исконной вольности и свободы. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 85].
[1] В однодревке киль ладьи состоит из одного ствола дерева – Авт.
---------------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.