Кто такой человек? В чём сущность человека? Как и каким возник человек? Фундаментальные вопросы обществознания.
Человек — это биосоциальное существо. Основополагающая формулировка, которая встречается в любом учебнике или пособии по обществознанию. Что скрывается за этой магической формулой - "биосоциальное существо"?
Проблемное задание
Чем различаются два утверждения: а) человек — существо биологическое и социальное; б) человек — существо биосоциальное.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно почувствовать нюансы. В первом случае мы как бы разводим биологическую и социальную сущность человека через союз "и", во втором показываем их неразрывную взаимосвязь. Поэтому формулируя определение понятия "человек" мы используем формулировку "биосоциальное существо", а не "биологическое и социальное существо".
Как же показать биосоциальную сущность человека? Здесь нужно показать неразрывное единство биологического и социального в человеке. Для этого уместно продемонстрировать, как многие социальные характеристики человека вырастают на основе биологических предпосылок.
- Наличие мышления и сознания является одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от других живых существ. Для того чтобы навыки мышления сформировались и развивались, человеку необходимо находиться в обществе, пройти путь воспитания, обучения и т.д. Но биологической основой мышления и сознания является хорошо развитый головной мозг. Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать окружающий мир. Развитый головной мозг позволяет человеку контролировать своё поведение и изменять его в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
- Создание и использование орудий труда – ещё одна характеристика, отличающая человека от животного. Животные способны использовать природные предметы (например, птицы вьют гнёзда, используя веточки и траву), и только человек способен создавать орудия труда и использовать их в своей деятельности. Биологической предпосылкой формирования и развития этого навыка является прямохождение и особое строение кисти руки. Прямохождение освободило верхние конечности для трудовой деятельности, а особое строение кисти руки дало возможность человеку совершать такие операции, которые не доступны животным.
- Членораздельная речь и общение – третья характеристика, на примере которой можно показать взаимосвязь биологоческого и социального. Ребёнка нужно учить говорить и понимать, что за каждым словом (набором звуков) скрывается какой-то предмет, явление и т.д. Так что общение и речь – это социальные характеристики. Но их развитие было бы невозможно без биологического основания в виде особой анатомии и физиологии, а именно, особого строения органов речи.
И так, развести биологическую и социальную природу человека невозможно.
Что же будет, если мы начнём смещать акценты в понимании человека либо в сторону его биологической природы, либо в сторону его социальной сущности?
Биологизаторский подход к пониманию человека
- человек существо биологическое, в первую очередь;
- поведение человека определяется его наследственностью, инстинктами, темпераментом и т.д.;
- социальная среда и воспитания только незначительно корректируют поведение человека;
- биологические потребности являются базисными для любого индивида.
Социологизаторский подход к пониманию человека
- человек существо социальное, в первую очередь№
- общество и воспитание формируют характер и личность человека;
- только в обществе человек может раскрыть свои биологические задатки и способности;
- человеку присущи не только биологические, но и социальные, а также духовные потребности.
В чём опасность биологизаторского и социологизаторского подхода?
Опасность биологизаторского подхода.
- К биологизаторским концепциям относится расизм, который исходит из того, что природа человека определяется его расовой принадлежностью.
- Социальный дарвинизм – концепция, согласно которой механизмы развития общества повторяют биологические механизмы, законы общества являются продолжением биологических законов. В любом обществе социальные отношения можно описать как естественный отбор и борьбу за существование. Например, к власти приходят наиболее приспособленные к этой деятельности, остальные проигрывают борьбу и вынуждены уйти с политической арены. Мы знаем, что социальный мир гораздо более многообразен и многомерен нежели простое поле борьбы за существование и не может описываться исключительно биологическими закономерностями.
- Биологизаторский подход может привести к порабощению или даже истреблению менее приспособленных и менее развитых физиологически представителей человечества. (В Древней Спарте слабых и хилых младенцев умерщвляли, сбрасывая со скалы).
- Абсолютизация биологических потребностей может привести к социальной и духовной деградации человечества, т.к. удовлетворение социальных и духовных потребностей будет признано не необходимым.
Для лучшего понимания того, в чём именно заключается опасность биологизаторского подхода к пониманию сущности человека, советую почитать Сказку-Подсказку "Биологизаторский подход к пониманию сущности человека"
Опасность социологизаторского подхода.
- Отношение к биологической природе человека как к расходному материалу, которым можно манипулировать для формирования нужного типа человека, соответствующего определённому социальному идеалу. Пример – «О, дивный новый мир» О. Хаксли. Человек должен быть приспособлен к определённому виду общественно полезной деятельности, поэтому разные типы людей создаются искусственно, с заранее заданными характеристиками, необходимыми для данной деятельности и ограниченными во всех других отношениях.
- Абсолютизация социальных и духовных потребностей человека приведёт к его физиологической деградации. Например, распределение ограниченных в обществе ресурсов, в пользу создания культурных объектов (театров, музеев, академий и т.д.), а не в пользу развития медицины, исследования заболеваний и т.д., может привести к увеличению смертности и сокращению продолжительности жизни человека.
- Подавление природных инстинктов приведёт к утрате инстинкта самосохранения, неадекватному реагированию на опасность, что ставит под угрозу выживание человека.
Для лучшего понимания того, в чём именно заключается опасность социологизаторского подхода к пониманию сущности человека, советую почитать Сказку-Подсказку "Социологизаторский подход к пониманию сущности человека"
И так, человек – это биосоциальное существо. Отделить его биологическую и социальную сущность друг от друга невозможно.
Но достаточно ли этого для понимания человека и для того чтобы сформулировать определение понятия "человек"?. Нет, нужно ещё уточнить, какие важные характеристики отличают человека от остальных живых существ. Об этом в следующей статье.