Найти в Дзене
ИстПросвет

За что киевляне в 1113 г. хотели уничтожить евреев, и как Владимир Мономах спас их от геноцида

Оглавление

В 1113 г. в Киеве умер великий князь Святополк II. Кончину хорошего человека обычно оплакивают горькими слезами. В случае с Михаилом-Святополком все было иначе. Киевляне отметили его уход на небеса крупнейшим народным восстанием.

Киевское восстание 1113 г. Фото: http://www.ju.org.ua
Киевское восстание 1113 г. Фото: http://www.ju.org.ua

Восстание 1113 года

Ипатьевская летопись содержит рассказ о том, как на десятый день по смерти великого князя киевляне "створиша" совет и отправили Владимиру Мономаху приглашение занять вакантную должность, в котором, буквально, говорилось: "пойди, княже, на стол отен и деден". Владимир идти в Киев отказался, и тогда "киянен" устроили вселенский бунт: они разграбили дом тысяцкого Путяты, "раскулачили" сотских и, наконец, бросились грабить расплодившихся в Киевщине "жидов".

Татищев сообщает, что Путята и администраторы чином помельче были сторонником Олега и Давида Святославичей, которых киевляне не хотели видеть своими князьями. Это значит, что они пострадали за свою политическую ориентацию.

Средневековые евреи. Фото: https://diletant.media
Средневековые евреи. Фото: https://diletant.media

Виноваты уж в том, что среди нас живете

Что касается еврейского населения, то, по версии В.Н. Татищева, многих "жидов" побили, а дома их разграбили, "за то, что сии многие обиды и в торгах христианам вред чинили". Гнев толпы был неукротим, и множество евреев оборонялось от погромщиков в синагогах, "елико могли, прося времени до прихода Владимирова".

Бояре упросили разбушевавшийся народ вторично просить Владимира на княжение, и когда он согласился, бунт тут же утихомирился. Однако, как пишет Татищев, к Владимиру поступила всенародная просьба найти управу "на жидов". Претензии к ним были не шуточные. Киевляне, как малые дети, жаловались, что оные инородцы

"отняли все промыслу у христиан, а при Святополке имели великую свободу и власть, через что многие купцы и ремесленники разорились".

Вторая провинность евреев заключалась в том, что, глядя на них, многие киевляне ринулись в иудаизм. В третьих, евреи были повинны в том, что позволили себе жить не в гетто, а "построились домами междо христианы", чего раньше отродясь не бывало. В четвертых, в Киеве при Святополке слишком вздорожали кредиты, и еврейские ростовщики должны были за это ответить.

Владимир Мономах. Фото: https://www.syl.ru/misc/i/ai/393237/2578059.jpg
Владимир Мономах. Фото: https://www.syl.ru/misc/i/ai/393237/2578059.jpg

Политическая мудрость Владимира Мономаха

Владимир Мономах, как продукт своего времени, возможно, и был антисемитом, а может быть и не был. Во всяком случае, он категорически отказался чинить над киевскими "жидами" самосуд. Татищев пишет, что князь никак не хотел, чтобы по его вине пострадали невинные люди.

Как человек с государственным типом мышления, Мономах смотрел на проблему шире. В начале 12 в. еврейская диаспора распространилась по многим городам Руси. Как писал Татищев, "понеже их всюду в разных княжениях вошло, и населилось много". Евреи были допущены на Русь прежними князьями, и Мономах, как искренний законник, хотел решить вопрос, во-первых, по "правости", а, во-вторых, в общерусском масштабе.

Совет русских князей. Фото: https://cs7.pikabu.ru/post_img
Совет русских князей. Фото: https://cs7.pikabu.ru/post_img

Совет у Вылобыча

Исходя из этих аргументов, Мономах предложил киевлянам немного подождать, а сам созвал князей на совет у Вылобыча. Вопрос был поставлен принципиально: что делать с евреями на Руси, учитывая их явные успехи в сфере кредитования и привлекательность иудаизма как альтернативной религии для "россиян".

Князья совещались долго: значит, вопрос был для них не легким. Оно и понятно. В начале 12 в. власть имущие нуждались в кредите не меньше, чем сейчас, но христианство категорически запрещало получать прибыток от неживого. Иначе говоря, когда от овцы рождался ягненок, это было нормально, а когда деньги рождали проценты – это были самый смертельный грех. Евреи занимались ростовщичеством, потому что иудаизм таких запретов не знал. В общем, дилемма сложилась такая: или терпеть евреев и быть с деньгами, или остаться без тех и без других.

Изгнание Евреев из Испании произошло в 1492 г. Из Древней Руси - в 1113 г. Фото: https://pbs.twimg.com/media
Изгнание Евреев из Испании произошло в 1492 г. Из Древней Руси - в 1113 г. Фото: https://pbs.twimg.com/media

Мудрое решение?

В итоге, князья решили, что вера важнее экономического роста. Съезд постановил выслать всех евреев до единого вместе с их имуществом из всей Русской земли и впредь обратно не пускать. А если кто тайно заедет, то вольно их грабить и убивать. По всем городам разослали соответствующие грамоты, которые были неукоснительно исполнены.

Благодаря щепетильности и, не побоюсь этого слова, гуманизму Владимира Мономаха, большинство евреев спасло свои жизни, хотя "многих по городам и пущам своевольные побили и разграбили".

С тех пор Русь долго жила без евреев. Но было ли это время раем для антисемитов?

P.S. Канал остро нуждается в подписчиках, лайках, репостах и дерзких комментариях. Буду чрезмерно благодарен за каждый искренний лайк! Подписчикам обещаю интересные статьи.

Читать все выпуски канала ИстПросвет