Найти тему
Raut Route

Наощупь: выставка незрячего художника Виктора Умнова открылась в Москве

Оглавление

Незрячий художник… Что может быть драматичнее и величественнее? Глухой композитор (как Бетховен)? Певец, потерявший голос (как Мария Каллас)? Спортсмен, ставший инвалидом (как Елена Мухина)?

Мужество, сила воли и жизнелюбие этих людей потрясают и вдохновляют.

Виктор Умнов потерял зрение более десяти лет назад. Но он продолжает творить. Наощупь.

На выставке «Трактат», открывшейся 14 июля в пространстве галереи «Агентство. Art Ru», представлены работы Виктора Умнова трёх периодов: геометрическая абстракция 1980—1990-х годов, работы на кровельном железе 1990—2000-х и графика последних лет.

Наибольшую известность художник приобрёл в 90-е, благодаря экспериментам с жестью. Но лично мне ближе его сегодняшнее творчество: соединение живописи и слова, смысла и изображения.

Автор статьи на открытии выставки Виктора Умнова «Трактат»
Автор статьи на открытии выставки Виктора Умнова «Трактат»

Со мной-то всё ясно — для меня, как филолога и, отчасти, психотерапевта, слово всегда играло определяющую роль. Но интересно, что и все те, с кем мне удалось пообщаться на вернисаже, — а это дизайнер и арт-директор Антон Алейников; художник и участник Группы МТМ Михаил Молочников; монументалист, работающий в стиле техно-пангеометрия, Алекс Гончаренко — не сговариваясь, но как один, выделяли именно «словесные» работы Виктора Умнова.

Антон Алейников, например, отметил, что нервные, местами даже агрессивные мазки на этих холстах напоминают ему японскую каллиграфию.

Алекс Гончаренко рассказал о том, что в израильских больницах на стенах часто развешивают не пейзажи или натюрморты, а картины со словами: цитатами, мыслями выдающихся людей, выдержками из мудрых книг. Там давно заметили, что такие работы гораздо сильнее воздействуют на пациентов, успокаивая их и даже в каком-то смысле исцеляя.

А Михаил Молочников размышлял о том, почему Виктор Умнов часто зачёркивает и даже густо замазывает написанные ранее афоризмы. Отказывается ли он тем самым от сказанного? Или, наоборот, пытается таким образом ещё больше привлечь внимание зрителя к тексту?

Шахноза, одна из трёх ассистенток Виктора Умнова, помогающих ему воплощать художественные замыслы
Шахноза, одна из трёх ассистенток Виктора Умнова, помогающих ему воплощать художественные замыслы

Кстати, именно поэтому, по словам ассистентов художника, некоторые работы он просит вывешивать вверх ногами. С той же целью: чем больше усилий потребуется вам для прочтения и понимания изложенного, тем глубже оно проникнет, сильнее запомнится.

Мне кажется, что, начав свой творческий путь только как художник, сейчас Виктор Умнов стал в большей степени философом. Причём из разряда самых, на мой взгляд, оригинальных, захватывающих и непостижимых — тяготеющих к абсурду, алогичности, антиномии и парадоксу.

Совсем недавно, в 2020 году, издательство «Три квадрата» выпустило целую книгу восхитительных апоричных статей, тезисов и афоризмов Виктора Умнова. Называется она соответствующе: «Едва ли так, но не иначе». На вернисаже её могли получить в дар все желающие.

Возможно, вы будете смеяться, но я люблю гадать по книгам. Особенно философским. Считается, что первые три фразы, которые вы увидите, открыв издание в трёх разных местах, могут иметь для вас особый смысл и значимость. Вот «мои предсказания» из книги Виктора Умнова:

«Чем сильнее активизируется наше пристрастие к логике, тем отчётливее в нашей жизни проступает абсурд»,

«Самые близкие нам люди более всего повинны в нашем одиночестве»,

«Любопытно, что одно и то же слово "любовь" в житейском смысле означает болезнь, а в религиозном — выздоровление».

-6

Выставка «Трактат» открыта до 18 сентября по адресу: Москва, Озерковская набережная, д. 26.

Вероника Милославская

Фото автора

P. S. Абсурд, сюр, парадокс, апория, бесСМЫСЛица — лучший способ привести ум в порядок, структурировать сознание, унять эмоции, оСМЫСЛить действительность. Убедиться в этом можно, например, читая произведения самого знаменитого из писателей-абсурдистов — Льюиса Кэрролла. А также рассматривая иллюстрации к одному из его произведений Игоря Олейникова, о выставке которого я рассказала в статье «Убить Снарка».