Найти тему
Raut Route

Убить Снарка: выставка зловеще-реалистических иллюстраций к сатирико-абсурдистской поэме Льюиса Кэрролла открылась в Москве

Можно ли совместить комическое и устрашающее? Вздор и предвидение?

Иллюстрация Игоря Олейникова к поэме Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»
Иллюстрация Игоря Олейникова к поэме Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»

Абсурд, сюр, парадокс, апория, бесСМЫСЛица — лучший способ привести ум в порядок, структурировать сознание, унять эмоции, оСМЫСЛить действительность. И это — тоже своего рода парадокс, антиномия.

Без них идеи бледнеют, фантазия теряет крылья, логика заводит в тупик, каузальное тело теряет связь с Логосом. Поэтому, видимо, к ним и тяготели во все времена лучшие философы, поэты, художники и… математики.

Одним из первых писателей-абсурдистов был математик Чарльз Лютвидж Доджсон, известный всем под псевдонимом Льюис Кэрролл. Сказка «Приключения Алисы в Стране чудес», написанная им в 1865 году, стала эталоном литературного произведения в жанре абсурда.

Иллюстрация Игоря Олейникова к поэме Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»
Иллюстрация Игоря Олейникова к поэме Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»

Спустя 11 лет, в 1876-м, вышла поэма Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка» — едва ли не лучший образец литературы нонсенса: описание невозможного похода нелепой команды за иллюзорным существом, изложенное математически идеальным поэтическим слогом и приправленное тонким интеллектуальным британским юмором с элементами издёвки и сарказма. Однако, заслонённая «Алисой», «Охота на Снарка» не получила должного признания.

В России о поэме узнали только в конце XX века, то есть через 100 лет после её выхода. Первый перевод — Григория Кружкова — появился в 1991 году. Зато потом издания шли один за другим. На сегодняшний день известно уже более 40 различных вариантов перевода этого произведения и множество попыток его проиллюстрировать.

Очередная была представлена вчера, 13 августа, в галерее «Открытый клуб». Своё видение текста Кэрролла продемонстрировал публике известный художник, признанный мастер оформления детских книг и рисованной анимации Игорь Олейников.

Не забуду, как год назад, на вернисаже «Пушкин_страшно_сказки» в Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева впервые увидела выполненный Олейниковым портрет старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Вот он, на фото ниже.

Иллюстрация Игоря Олейникова к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Иллюстрация Игоря Олейникова к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Вы только посмотрите на её руки. Какие пальцы! И в таком возрасте... А длинные миндалевидные ногти… Да она же бывшая аристократка. А перстень?! Отвечая на вопрос, что это за кольцо, художник ответил: «Мне почему-то просто захотелось его нарисовать. И знаете, в образе сразу появилась какая-то тайна».

«Точно, — подумалось мне тогда. — И эта тайна может объяснить, почему старуха стала такой: злой, жадной, несчастной. Возможно, это напоминание о трагической любви. Возможно, — нет, даже наверняка! — в молодости старуха была прекрасной, милой, доброй девушкой, достойным, благородным, великодушным человеком. Но что-то произошло…»

И вот так — с большинством иллюстраций Игоря Олейникова. «Охота на Снарка» — не исключение.

Абсурд Кэрролла Олейников оСМЫСЛил по-своему — придав ему милитаристский дух. Кто-то увидит в его иллюстрациях апокалиптическое предостережение. Другой — протестный подтекст. Но в любом случае прочтение наверняка будет актуальным, я бы даже сказала злободневным — произведения просто не оставляют зрителям иного выбора.

Игорь Олейников на открытии выставки
Игорь Олейников на открытии выставки

Хотя сам художник уверяет, что ничего такого не подразумевал и интерпретировал изложенную Кэрроллом историю лишь «как вечную погоню за счастьем, которого нет». Лично я думаю, что он лукавит.

Убедиться в этом (или, возможно, наоборот: утвердиться в том, что он говорит чистую правду) вы сможете на выставке «Игорь Олейников. Охота на Снарка или Анти Yellow Submarine» до 25 августа. Галерея «Открытый клуб» (Москва, ул. Спиридоновка, 9/2) работает ежедневно кроме среды, с 16.00 до 22.00. Вход свободный.

Вероника Милославская

Фото автора

P. S. Счастья нет? Так «Давайте думать, что всё прекрасно! И это сбудется!». Ещё один парадокс. Обожаю…