Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.51): НАКАЗАНИЕ СЫНОВ

Оглавление

(Евр. 12:4–11)

Автор приводит доказательства, призванные показать евреям, что наказание говорит о Божьей любви к ним. Он заявляет, что, во-первых, само Писание свидетельствует об этой истине. Во-вторых, этот принцип познаётся на собственном опыте, ибо мы видим это в действиях любящего отца к своему ребёнку. В-третьих, благословенны результаты наказания.

НАКАЗАНИЕ НЕОБХОДИМО ПРИНИМАТЬ! (12:4)

Борьба первых читателей послания с грехом ещё не привела к пролитию их крови, как в случае с Иисусом:

«Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха…»

В процессе этой борьбы им предстояло научиться принимать Божье наказание как, в конечном итоге, благословение. Стих 4 не означает, что никто в прошлом не умер мученической смертью. (Апостол Иаков был умерщвлён мечом; Деян. 12:2). Не означает он и то, что никто из них не умрёт за веру в будущем. Речь идёт о том, что этих христиан не избивали до крови (как Павла) и не побивали камнями (как Иакова Справедливого, брата Иисуса по плоти). [См. 2 Кор. 11:25. О побитии Иакова камнями повествует Иосиф Флавий в Иудейских древностях 20.9.1]. То, что они избежали преследований, могло быть результатом проявлений трусости или даже компромиссом с иудаизмом. И сегодня во многих местах компромисс представляет собой проблему. У церкви нет того мужества, какое было у тех, кому пришлось пострадать в прошлом. Братья пытаются избегать преследований, практикуя «мягкую» форму христианства; они слишком покладисты и толерантны, чтобы кто-то посчитал необходимым поднять на них руку!

НАКАЗАНИЯ СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ! (12:5, 6)

«и забыли утешение, которое предлагается вам как сынам: "Сын мой! Не пренебрегай наказанием Господним и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает"».

Писание учит тому, что наказание придёт. Неужели эти читатели забыли о том, что говорит Писание (ст. 5)? Автор обвиняет их в этом, так что мы должны предположить, что да, забыли. Иудеи первого столетия были укоренены в Писании, и, вне всякого сомнения, слышали этот текст прежде, но легко забыть то, что нам следует помнить, если мы не изучаем постоянно соответствующие отрывки и не применяем их в своей жизни.

Цитата в стихах 5 и 6 взята из Прит. 3:11, 12 и подходит евреям первого столетия так, как если бы была обращена непосредственно к ним. Мы можем подумать: «Сын, которого наставляют в Притчах, не мог быть одним из нас»! Библия всегда современна; она всегда актуальна. Принципы истины в Ветхом Завете должны применяться к нам всегда, когда возможно. Давайте помнить, что наш Бог «воспитывает» тех, Кого Он любит, посредством наказания.

Аналогичное наставление мы ранее наблюдали в 3:7–11, когда другое наставление, высказанное за несколько столетий до того, было применено к первым читателям Послания к евреям (см. Пс. 94:7–11). Процитированный в данном разделе отрывок говорит о «наказании», по-гречески пайдейа. Это слово означало весь процесс обучения и воспитания ребёнка. В классическом древнегреческом языке оно означало «образование». «Физическое наказание» не является обязательным значением этого слова, но контекст наводит на мысль о некотором виде «страдания». У иудеев принято было считать, что страдание является дисциплинарной мерой, или обучающей методикой Бога.

Когда мы страдаем как сыны (ст. 7), мы тогда следуем примеру Сына (5:8). Результатом является слава. Евреям 2:10 связывает Иисуса, «приводящего многих сынов в славу» с Его «страданиями». Никто не может надеяться войти в славу, не пережив сначала скорби, как Павел и Варнава сказали в Деян. 14:21, 22. Эти стихи говорят не о предполагаемом «времени великой скорби», но о постоянных испытаниях в этой жизни.

Наказание как дисциплинарное взыскание — это знак Божьей любви к Своим детям. Отсутствие страданий может указывать на то, что мы являемся сынами дьявола! Сама наша природа такова, что мы нуждаемся в наказании (как следует из стиха 10). Оно произведёт в нас «в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17). Главная мысль состоит в том, что мы не должны сдаваться, когда претерпеваем испытания из-за веры.

НАКАЗЫВАЮТ СЫНОВ! (12:7, 8)

«Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны».

Почему нам следует желать Божьего наказания или считать его благом для нас? Автор приводит три причины. (1) Это верный знак того, что мы являемся сынами Божьими (12:8). Не наказывают тех детей, которых не любят. «Отец, который не применяет дисциплинарных мер к сыну, не отвечает требованиям хорошего отца, а сын, который избегает всякого наказания, вырастает плохим сыном» (Гатри). (2) Мы можем впоследствии оглянуться назад и увидеть, что наказание было благом для нас и помогло нам стать зрелыми взрослыми (12:9, 10). (3) Благодаря ему мы можем «иметь участие в святости Его» (12:10). Только здесь послание называет Бога нашим «Отцом» (12:9).

Автор считает правомерной древнюю традицию не давать наследства незаконным потомкам. По римскому закону такие дети не находились под отцовским контролем, и он не наставлял их. Когда Бог позволяет наказанию постигнуть нас, Он показывает, что Он наш Отец, а мы Его законные дети, даже, если мир считает нас отверженными.

НАКАЗАНИЕ — ДЛЯ НАШЕГО БЛАГА! (12:9–11)

«Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Он — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью…»

Автор включает наказание в раздел о страдании не случайно. Наказывая своих детей, хороший отец может подвергнуть их некоторой доле страданий. Конечно, в тот момент они могут не понять и не захотеть таких воспитательных мер. Наш Отец наказывает нас, даже если это и неприятно в момент наказания, чтобы получить в итоге хорошие результаты. Наказание, которому подвергались евреи, могло быть ободрением и даже утешением, ибо оно доказывало, что они на самом деле дети Божьи. Хороший пример наказания посредством страдания — это апостол Павел. Его недуг — его «жало в плоть» (2 Кор. 12:7–10) — был, очевидно, источником сильной боли и, возможно, даже неловкости; но он был и благом. Благодаря этому несчастью евангелие сияло намного ярче, тогда как он сам оставался в тени. Более мелкая душа, возможно, была бы унижена таким физическим недостатком, но только не Павел. Христос возвеличился в теле Павла (Фил. 1:20), так как в «глиняном сосуде» находилось «сокровище» (см. 2 Кор. 4:7). Он понял, что был лучшим служителем Божьим, выдвигая на первое место весть, а не себя. Он даже научился «хвалиться своими немощами» (2 Кор. 12:9)! Павел согласился бы с К. С. Льюисом в том, что «Бог… кричит в нашей боли — это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир». «Я ещё не знаю христианина, который бы не получил пользы от скорбей», — сказал Альберт Барнс.

Верить в то, что Бог есть «Отец духов» (ст. 9), значит признавать Его «Отцом» всех христиан. Он часто называется этим словом в Новом Завете (Мф. 6:9; Лк. 11:2; Ин. 20:17; Рим. 8:15, 16; Гал. 4:6). Слово «духи» не может относиться к ангелам, так как они в Послании к евреям не считаются «сынами» Божьими (1:5; 2:5, 16).

Бог — создатель нашего духа, которого Он нам дал, когда мы родились в мире. В момент смерти наш дух «возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Мудрый автор книги Екклесиаста знал, что у нас есть «Отец духов» (ст. 9) — выражение, в Новом Завете употреблённое только здесь. Результатом веры человека в «Отца духов» является жизнь. Наверняка, здесь имеется в виду вечная жизнь, хотя, конечно, и наше нынешнее существование (Авв. 2:4; Евр. 10:38).

Для греческого юноши «немногие дни» (ст. 10) под отцовским дисциплинарным контролем длились до достижения совершеннолетия плюс ещё три года, до вступления в брак или до зачисления в общественный реестр. «Немногие дни», во время которых христианин несёт наказание, могут длиться годами, но всё равно могут считаться «немногими» с точки зрения вечности (2 Кор. 4:16, 17).

«Наказание» (пайдейа) в стихе 11 образовано от того же слова, что в Рим. 2:20 переведено как «наставник» (пайдьютес). Такой человек был «инструктором» или «учителем», наказывающим и наставляющим, особенно детей. Это слово родственно слову пайдейон («маленькие дети») и могло переводиться как «наставник детей», «тот, кто наказывает» или даже «инструктор сына» (Пинк). Воспитанный ребёнок «боялся» своих родителей, потому что они наказывали его (ст. 9).

НАКАЗАНИЕ ПРОИЗВОДИТ ПЛОД! (12:11)

«но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

Дисциплинарное взыскание, применённое с любовью, «не может быть мстительным, но должно всегда быть доброжелательным» (Гатри). То, что кажется непривлекательным в молодости, часто выглядит великолепным с точки зрения прожитых лет. Разве не странно, что мы можем любить наших земных отцов, достигнув зрелости, в то время как когда-то считали их такими жёсткими и несправедливыми к нам? Мой отец, возможно, допускал ошибки, наказывая меня, но я знал, что он любил меня. Я уважаю его сейчас, несмотря на наказания, которые в детстве казались мне суровыми.

Родители познают, что истинная любовь требует твёрдости, а порой и жёсткого призвания к порядку. Случается, что родительское наказание бывает вызвано вспыльчивым нравом или даже властолюбием. Обычно, однако, родители действуют в любви, с некоторым страхом перед тем, какими могут стать дети. Если мы можем любить наших земных отцов, которые наказывали нас, то почему мы не можем любить нашего небесного Отца, Творца нашего духа? То, что они поступали «по своему произволу» (ст. 10), возможно, говорит о том, что родителям свойственно иногда ошибаться в своих суждениях.

Воспитание ребёнка должно включать прививание ему веры. Хорошие родители не имеют таких черт, как жестокость или садизм, но осуществляют ту идею правосудия, которую считают правильной и необходимой. Бог наказывает нас «для пользы» — имеется в виду абсолютное добро, — а не из прихоти. Он делает это для того, чтобы мы стали более гибкими в покорности Его воле и, в конечном итоге, могли иметь участие в святости Его — как здесь, так и в вечности. Он хочет, чтобы мы походили на Него, точно так же как хорошие земные родители хотят, чтобы их дети были похожи на них. Для этого необходимо любить то, что любит Бог, и, возрастая, всё больше преображаться в Его образ.

«Наученный» (ст. 11) — перевод слова гимнадзо, от которого произошло слово гимнасиум, «гимнастический зал». В нашем воображении рисуется «картина греческого гимнастического зала, где юноши тренировались, готовясь к атлетическим соревнованиям. Мечты были о призах, борьба была тяжёлой, подготовка, соответственно, суровой» (Ланг). Подобно тому, как упражнения укрепляют мышцы, жизненные испытания закаляют дух. Поэтому христианину следует желать получить пользу от эффективного наказания и признать, что она стоит страданий.

Результатом надлежащей подготовки и дисциплинарных мер является плод праведности и участие в «святости Его» (ст. 10). Обладать этим плодом значит вести добродетельную, честную и целеустремлённую жизнь. Назначение христианина — служить во славу Бога. Мы освящаемся благодаря очищению (см. 10:22). Хотя абсолютной святости с Богом мы достигнем только на небесах, сейчас мы имеем участие в ней благодаря Его спасающей благодати и искупительной смерти Иисуса за нас (10:19). Это производит «мирный плод праведности» (ст. 11). «Мир» и «праведность» также поставлены рядом в Рим. 5:1, где сказано, что мир приходит вслед за оправданием верой. Как замечателен «мирный плод праведности», когда он приобретается в результате научения на опыте страданий! Этот плод сохраняется, если развивать кроткий дух, помня, что Господь рядом, и молясь о том, чтобы избавиться от беспокойства (Фил. 4:4–7).

ОТСУТСТВИЕ ГОНЕНИЙ

Первые читатели этого послания, возможно, были детьми, когда их родители скрывались от гонений Савла Тарсянина (Деян. 8:1–4; 9:1; 22:4), чтобы избежать смерти. Слушатели этой проповеди ещё не подвергались опасности мученичества, несмотря на великий подвиг страданий, упомянутый в 10:32–34; но 12:4 может указывать на такую вероятность в будущем. Этим христианам необходимо было вспомнить, что люди могут убить тело, но это всё, что они могут сделать (Лк. 12:4; Мф. 10:28). Иисус сказал: «И никто не похитит их из руки Моей» (Ин . 10:28). Никакой внешний источник не может уничтожить нашу душу. Однако если мы прекратим должным образом проходить христианское поприще, то мы можем потерять наши вечные благословения (Гал. 5:4, 7).

Мы должны помнить, что мы сражаемся не против людей, а против греха. Мы должны бороться с ужасным грехом отступничества в нравственной жизни и в духовном учении.

СТРАДАНИЕ ЗА ХРИСТА

Воспитанным в атмосфере отсутствия наказания трудно понять, почему Бог допускает, чтобы они понесли в этой жизни наказание. Однако адресаты этого послания, наверное, легко поняли эту концепцию.

В Польше до падения коммунизма местный проповедник евангелия по имени Валентий Давидов был вызван к властям, чтобы объяснить своё служение. Его спросили, является ли он главой церкви в Польше. Он отважно ответил: «Я не глава церкви Христа в Польше. Только Христос является главой»! Ему позволили продолжать проповедовать простое евангелие. Нам необходимо быть мужественными и готовыми дать ответ с «кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15), даже если нам придётся пострадать за это. Мы должны учить истине о духовной жизни: все, кто ведёт благочестивую жизнь, так или иначе испытают гонения (2 Тим. 3:12).

Чтобы стать покорными и угодными Богу, нам, возможно, придётся пострадать. Бог наказывает Своих детей, и это наказание может приходить от других людей. Как нам относиться к тому, кто оскорбил наши чувства критикой в наш адрес? В нашей жизни мы должны стремиться не к тому, чтобы заставить других отвечать перед нами так, как хотим мы, но самим отвечать перед Богом так, как хочет Он. Бог может успокоить нашу боль и простить нам ту боль, которую мы причинили другим. Мы должны претерпеть, как претерпел Христос (12:3).

ПОЛЬЗА ОТ НАКАЗАНИЯ

У наказания три цели: оно исправляет наши ошибки, укрепляет нашу веру и способствует нашему благоденствию в вечности. Нам не нужно всё, что мы хотим иметь в этой жизни, чтобы быть успешными и довольными (Мф. 6:25–34). Нам следует молиться о наказании, но мы редко делаем это. Возможно, это одна из причин, почему Павел сказал: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8:26). Чтобы стать сильнее духовно, мы должны научиться молиться о тех вещах, которые помогут нам возрасти, даже если мы и не хотим, чтобы они пришли в нашу жизнь. Если мы будем пренебрегать Божьим наказанием, то Он может наказывать нас снова и снова.

Христианство — практически единственная среди мировых религий, которая утверждает, что страдание не является знаком Божьего гнева. Большинство религий учит, что человек, угодивший своему богу, не пострадает. Ветхий и Новый Заветы, наоборот, учат, что страдание очищает и освящает. Стих 11 называет это наказанием. Как нам знать наверняка, когда страдание является наказанием от Бога? Никак, ибо ныне не посылаются личные откровения. Нам следует просто принять тот факт, что проблемы, если их рассматривать как наказание, возможно, принесут пользу. Мы можем со временем оглянуться назад и понять, как беды послужили нашему духовному благополучию. Конечно, мы можем быть уверены в том, что Бог находится с нами в любой ситуации.

Церковь Христа