Как много эмоций могут передать старые черно-белые фотографии! Через годы они несут сохранившиеся улыбки на лицах давно состарившихся людей, которые на фото выглядят молодыми и полными надежд.
В 1959 году фотограф Лиза Ларсен сделала фотопроект для американского журнала Life о жизни обычных советских женщин. Читатели журнала были впечатлены естественной красотой женщин Союза.
Здесь мы видим молодую женщину, работающую на станке. Тяжелая машина будто бы легко подчиняется ей. Одежда ее проста и неказиста, волосы повязаны косынкой. Она не поднимает глаз, будто смущается внимания к своей персоне.
Сцена в парикмахерской делает фокус не на той женщине, которая обретает новую прическу, а на той, что ее создает. Она сосредоточена, но не напряжена. Эта работа ей привычна, и она выполняет ее с удовольствием.
Девушка в пальто и рукавицах опирается на деревянную палку - скорее всего, это лопата или грабли, и фото сделано во время субботника. Молодость героини не подчеркнута макияжем, в ушах нет сережек, но в уголках глаз и губ прячется столько света, что заставляет улыбнуться любого, смотрящего на нее.
Пожилая и молодая женщины душевно беседуют в столовой за обедом. Можно предположить, что это не старая еще бабушка и юная внучка, но они вполне могут оказаться и коллегами по работе. Зрелая дама что-то увлеченно рассказывает молодой, а та с интересом ее слушает.
Но были у советских дам не только рабочие будни, но и время на уход за собой. На этой фотографии мы видим, как в 1959 году делали маникюр. Опытный мастер делает пришедшей к ней клиентке горячую ванночку, размягчающую кожу пальцев и подрезает отросшие ногти щипчиками. Правда, обстановка больше напоминает медицинский кабинет, чем салон красоты, но такие были времена.
Это спортсменка Галина Зыбина, которая вот-вот метнет ядро, а пока собралась в пружину, чтобы бросить его как можно дальше. Она не играет на камеру, не позирует. Ее фигура, выражение лица и поза не идеальны, но правдивы.
Бабушка и внучка в продуктовом магазине. Бабуля одета по-деревенски - в платочке, ситцевом платье и фартуке, будто только что отошла от печки. Девочка лет шести с непослушными светлыми волосами, приглаженными гребенкой, уже явно что-то выбрала и хочет попросить бабушку купить ей это.
Следующие две фотографии изображают строительство стадиона, в котором принимают участие как взрослые женщины, так и школьницы-пионерки.
Здесь мы наблюдаем разницу поколений: если женщины одеты традиционно - в платья и косынки, то девочки носят блузы и штаны. Работают они на равных.
Юноша и девушка катаются на лодке по пруду - развлечение, старое, как мир, но не теряющее своей актуальности. Бант на голове, невзрачная трикотажная фуфайка и свободные шаровары выглядят старомодно и нелепо, но на лице девушки - счастье, затмевающее все эти несуразности.
Овощной рынок иллюстрирует разницу в одежде городских и сельских людей. Продают товар деревенские женщины в темных фуфайках и платках, а покупают - городские, с непокрытой головой и в светлых летних платьях.
Советская кинозвезда Ирина Скобцева могла бы быть похожа на Мерилин Монро, но в отличие от нее, имеет более натуральные черты лица. Блуза и сарафан не подчеркивают сексуальность фигуры, лишь обозначая складками ее свободные контуры. В том, как освещена фотография актрисы, читается нежность и мягкость ее образа.
Рассматривая эти фото, не хочется верить, что многих из этих людей давно уже нет, а другие постарели. Они кажутся такими живыми, что будто и до сих пор живут в этом светлом ностальгическом мире, в который нам иногда так хочется заглянуть.
Лиза Ларсен, видимо, была очень чутким человеком, раз сумела передать не только внешнее, но и то, что было внутри у советских женщин. А было это счастье, доброта и любовь.