Нет человека в России, а возможно и в мире, который бы не слышал про великого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, кисти которого принадлежит около 6000 полотен.
Вы только вдумайтесь в эти цифры! Во времена, когда не было принтеров, фотоаппаратов и современных графических программ, этот человек сумел написать такое огромное количество картин. Причём, далеко не все из них были небольшими. Иные полотна занимали по полкомнаты. И все как одно, они завораживают и потрясают зрителя, отмеченные удивительным гением автора!
На самом деле художника звали не Иван Айвазовский, а Ованнес Айвазян, так как он принадлежал к роду армян, осевших в крымском городе Феодосия.
Брат художника, Саркис Айвазян, выбрал для себя духовную стезю и со временем стал архиепископом в Армянской апостольской церкви с именем Габриэл.
Иван Айвазовский вырос в многодетной семье и не имел какого-либо значимого состояния для получения образования. Но уже в юные годы его заметил местный градоначальник Александр Казначеев, который похлопотал, чтобы талантливый юноша получил знания на казённом коште.
После училища и гимназии Казначеев и его добрый приятель художник Иоганн-Людвиг Гросс отрекомендовали юное дарование в Императорскую академию художеств.
Уже во время учёбы сформировались основная направленность и авторский стиль Айвазовского. Он стал маринистом и баталистом (хотя можно встретить также портреты и полотна других жанров, принадлежащих кисти художника).
Ученическая картина «Штиль» так поразила художественное сообщество, что ученик академии получил её Большую золотую медаль, а его профессора решили, что такого усердного и талантливого юношу им уже нечему учить и выпустили Ивана Константиновича на два года раньше стандартного срока обучения!
Щедрость судьбы продолжалась. Айвазовский был замечен царём и отправлен поработать в Крым на два года, а затем на шесть лет и за казённый счёт – в Европу.
В 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, при котором создал множество полотен, запечатлевающих для потомков морские победы и подвиги русского флота.
Ещё через три года он получил должность профессора при Императорской академии художеств в России, а затем – почётное членство в аналогичных академиях Рима, Парижа, Амстердама, Флоренции и Штудгарта.
Не буду пересказывать всю жизнь художника, но отмечу некоторые поистине удивительные факты.
Помимо территорий Российской империи (в том числе и Кавказа), Айвазовский успел побывать в США, где писал Ниагарский водопад, в Египте, Турции и многих странах Европы.
В своей гражданской службе он дослужился до чина действительного тайного советника (в армии был бы генерал-аншефом или полным адмиралом).
С первой женой Айвазовский имел четырёх детей. Все они были девочками. Но брак не задался из-за нежелания супруги покидать столицу империи. И тогда она бросила художника.
Через несколько лет Иван Константинович женился повторно – на крымской армянке, которая была на 40 лет (!) младше него. И они безумно любили друг друга.
Иван Константинович всегда был щедрым меценатом. На его деньги были благоустроены многие места Крыма и, особенно, Феодосия.
Помимо живописи он успел отметиться и как иконописец, расписав фресками стены армянского храма Сурб-Саркис в Феодосии. Именно в этом храме сам он был крещён и похоронен.
Кавалер многих русских и иностранных орденов, художник публично выбросил свои турецкие регалии в Чёрное море после начала в Турции геноцида армян при султане Абдул-Гамиде II.
Однажды, когда художник отмечал свой день рождения в Феодосии, поздравить его прибыли шесть (!) кораблей Черноморского флота, которые привёл прославленный адмирал Лазарев – герой Наваринского сражения. И моряки салютовали из пушек мастеру кисти!
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!