Найти тему
КАЛИБР

Фаска на дульном срезе в огнестрельном оружии.

Оглавление

Надо сказать, что прямые и острые углы в машиностроении не очень приветствуются. Такие углы, в зависимости от того какими поверхностями они образуются, какие механические или температурные нагрузки они испытывают, становятся источниками многих проблем, влияющих на надежность механизма. Углы бывают наружные и внутренние. Внутренний угол на деталях механизмов испытывающих механические нагрузки будет источником микротрещин, которые при динамических и особенно циклических нагрузках начнут расти и, в конце концов, приведут к разрушению. Кроме того, внутренний угол будет трудно доступен для качественной чистки. На микроуровне будет оставаться влага или грязь, которые станут микроцентрами корозии. Необработанные наружные углы, в первую очередь, опасны для пользователей порезами, тактильно неудобны и т.д. Поэтому не только в оружии, но и на любой детали в машиностроении, сопряжение двух поверхностей производится через фаску или галтель.

Давайте посмотрим зачем делается фаска на наружном угле, образованном дульным срезом и каналом ствола. Это делается в целях сохранения кучности стрельбы при длительной эксплуатации оружия. Когда пуля своим донцем пересекает дульный срез ствола, важно чтобы образующееся кольцевое пространство между пулей и стволом имело идеальную форму. Если это условие будет нарушено, возникнут отклоняющие векторы, которые в свою очередь повлияют на полет пули в период последействия газов.

Кромка между дульным срезом и каналом ствола должна иметь идеальную форму и не выкрашиваться все время живучести ствола. Что же происходит на самом деле? Посмотрим на срез без фаски.

-2

Рассмотрим точечный нагрев в глубине ствола. В точке А возникает нагрев с определенным количеством теплоты — Q. Через некоторое время она рассеивается в толще ствола во все стороны. В точке B, количество теплоты то же самое, но вот объем и масса металла для отвода тепла в два раза меньше. Поэтому эта точка — сама кромка, будет иметь нагрев гораздо выше чем весь ствол. Через кольцевой зазор между пулей и каналом ствола вырываются газы с температурой выше плавления металла и скоростью до 2 км/с. Эти газы представляют из себя частички продуктов сгорания пороха содержащие азот и углерод, которые взаимодействия с железом кромки, образуют твердые но хрупкие соединения, которые, в свою очередь, легко вырываются из металла ствола теми же горячими газами. Так происходит разрушение кромки.

Сделаем фаску.

-3

Как видим, объем металла для отвода тепла увеличился. Следовательно долговечность кромки повысится. Если делать фаску не прямой (плоской) , а выпуклой, то объем металла еще больше увеличится.

© Андрей Куликов, Ижевск, 2020

Дорогой читатель спасибо, что прочитал данную статью, надеюсь тебе было интересно. Если у тебя возникли вопросы или комментарии - смело пиши их ниже.
Я попрошу тебя еще о 3 вещах:
- Поделиться этой статьей в соц. сетях, это очень поможет развитию канала.
- Подпишись на наш канал, чтобы иметь возможность узнавать о новых статьях.
- Если статья понравилась - поставить лайк.
Наука
7 млн интересуются