Найти в Дзене
Вестник некрополиста

Транзи — надгробия в виде человеческих фигур

Надгробия-транзи появились в Северной Европе 7 веков назад. Выглядели они, прямо скажем, неаппетитно. Хотя по-своему были очень красивы.

Появились такие скульптуры в Северной Европе в XIV веке, когда войны, голод и болезни забрали с собой половину населения. Смерть приходила ко всем, независимо от звания, богатства и места жительства. Все — и рыцари, и дворяне, и крестьяне, и служители церкви — все умирали, и только тогда становились равными. Потому что тела разрушались одинаково. Такое зрелище стало привычным, вид разлагающихся трупов особо никого не волновал.

Тогда и появилась своего рода мода на такие памятники-транзи. Их название происходит от выражения «transi de vie» — «переход от жизни». Яркая иллюстрация к этому названию — гробницы знатных людей. Их делали двухъярусными: на верхнем ярусе располагалась скульптура, изображающая тело живого человека в парадном облачении, с молитвенно сложенными руками. На нижнем ярусе — скульптура, показывающая реальность: обнаженное тело, искаженное посмертными процессами.

Двухъярусная гробница архиепископа
Двухъярусная гробница архиепископа

Возможно, такие скульптуры делались с назидательной целью: они должны были напоминать живущим о неотвратимости смерти, о том, что перед ее лицом все равны, и после смерти тела истлеют в земле. Следовательно, стоит при жизни уделять внимание не презренной плоти, а бессмертному духу: делать богоугодные дела, соблюдать заповеди христианства, чтобы продолжить жизнь своей души в царствии небесном.

В разных странах надгробия-транзи делались по-разному. Идея была одна: изобразить то, что происходит с телом человека после смерти. В Англии транзи имели вид обнаженных высохших мощей. Во Франции сначала это были плотно обернутые в саван фигуры, позже на телах стали изображать червей, поедающих плоть.

L'Homme à moulons (Человек с червями). Бельгия
L'Homme à moulons (Человек с червями). Бельгия

В Австрии и Германии с той же целью на фигуры помещали жаб и змей. И, разумеется, такие фигуры делались с массой подробностей: мастер уделял много внимания анатомии. Сползшие кожные покровы, торчащие кости, обнаженные черепа...

Самая известная скульптура-транзи находится во Франции. Установлена она над гробницей принца Оранского Рене де Шалона. Таково было желание принца, мастерски воплощенное скульптором Лижье Рише, учеником Микеланджело. Рише высек из мрамора скелет, стоящий в изящно-танцевальной позе, правая рука приложена к грудной клетке, левая высоко поднята. В ней изначально находилось сердце принца, потом его заменили гипсовым. Голова принца повернута в полупрофиль.

Памятник сердцу Рене де Шалона
Памятник сердцу Рене де Шалона

Удивительно талантливый мастер сумел изобразить самые натуралистичные подробности разложившегося тела, но сделал это так, что скульптура не вызывает отвращения. Скорее, при взгляде на нее мы чувствуем сожаление и грусть. Принцу Рене де Шалону, убитому на поле брани, было всего 25 лет. Дома его ждала молодая жена.

Пару веков спустя во Франции стали изготавливать скульптуры, изображающие тела людей в первые часы после смерти. Чтобы добиться портретного сходства, использовали посмертные маски. Как их делают, можно почитать здесь.