Надгробия-транзи появились в Северной Европе 7 веков назад. Выглядели они, прямо скажем, неаппетитно. Хотя по-своему были очень красивы.
Появились такие скульптуры в Северной Европе в XIV веке, когда войны, голод и болезни забрали с собой половину населения. Смерть приходила ко всем, независимо от звания, богатства и места жительства. Все — и рыцари, и дворяне, и крестьяне, и служители церкви — все умирали, и только тогда становились равными. Потому что тела разрушались одинаково. Такое зрелище стало привычным, вид разлагающихся трупов особо никого не волновал.
Тогда и появилась своего рода мода на такие памятники-транзи. Их название происходит от выражения «transi de vie» — «переход от жизни». Яркая иллюстрация к этому названию — гробницы знатных людей. Их делали двухъярусными: на верхнем ярусе располагалась скульптура, изображающая тело живого человека в парадном облачении, с молитвенно сложенными руками. На нижнем ярусе — скульптура, показывающая реальность: обнаженное тело, искаженное посмертными процессами.
Возможно, такие скульптуры делались с назидательной целью: они должны были напоминать живущим о неотвратимости смерти, о том, что перед ее лицом все равны, и после смерти тела истлеют в земле. Следовательно, стоит при жизни уделять внимание не презренной плоти, а бессмертному духу: делать богоугодные дела, соблюдать заповеди христианства, чтобы продолжить жизнь своей души в царствии небесном.
В разных странах надгробия-транзи делались по-разному. Идея была одна: изобразить то, что происходит с телом человека после смерти. В Англии транзи имели вид обнаженных высохших мощей. Во Франции сначала это были плотно обернутые в саван фигуры, позже на телах стали изображать червей, поедающих плоть.
В Австрии и Германии с той же целью на фигуры помещали жаб и змей. И, разумеется, такие фигуры делались с массой подробностей: мастер уделял много внимания анатомии. Сползшие кожные покровы, торчащие кости, обнаженные черепа...
Самая известная скульптура-транзи находится во Франции. Установлена она над гробницей принца Оранского Рене де Шалона. Таково было желание принца, мастерски воплощенное скульптором Лижье Рише, учеником Микеланджело. Рише высек из мрамора скелет, стоящий в изящно-танцевальной позе, правая рука приложена к грудной клетке, левая высоко поднята. В ней изначально находилось сердце принца, потом его заменили гипсовым. Голова принца повернута в полупрофиль.
Удивительно талантливый мастер сумел изобразить самые натуралистичные подробности разложившегося тела, но сделал это так, что скульптура не вызывает отвращения. Скорее, при взгляде на нее мы чувствуем сожаление и грусть. Принцу Рене де Шалону, убитому на поле брани, было всего 25 лет. Дома его ждала молодая жена.
Пару веков спустя во Франции стали изготавливать скульптуры, изображающие тела людей в первые часы после смерти. Чтобы добиться портретного сходства, использовали посмертные маски. Как их делают, можно почитать здесь.