Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.
Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)
2. ЭВОЛЮЦИЯ ТОРПЕДЫ. Первые российские торпеды
2.1. Торпеда И. Александровского
В течение многих лет Иван Федорович Александровский упоминался в специальных работах как конструктор подводной лодки. Лишь начиная с 1948 года более детальное изучение материалов об И.Ф.Александровском позволило показать, что ему принадлежит приоритет в изобретении первой торпеды. Кроме того, Александровскому принадлежат первые проекты подводных лодок, предназначенных для боевого использования торпед.
Заявление И.Ф. Александровского об изобретении им торпеды было сделано в 1865 году, то есть за год до того, как в 1866 году аналогичное заявление сделал английский инженер Р. Уайтхед. Вот что писал об этом сам И.Ф. Александровский в газетной статье «По поводу напечатанной в Морском сборнике критики подводной лодки г. Александровского, помещенной в «С-Петербургских ведомостях» от 27 мая 1878 года.»:
« Прошло уже более 12 лет с тех пор, как над изобретенною мною подводною лодкою был произведен первый опыт... Находясь под водою, лодка, в продольной своей оси, должна представляться совершенно правильным коромыслом. Только в таком ея положении можно направлять лодку при ея движении в требуемую глубину посредством боковых горизонтальных рулей.
Что этот закон верен, доказано впоследствии ... самодвижущимся тор-педо Уайтхеда. Самодвижущийся торпедо... в сущности есть ничто иное, как миниатюрная копия моей подводной лодки, ходит под водою в требуемой глубине совершенно горизонтально. Как подводная лодка, так самодвижущийся торпедо ходит под водою также посредством гребных винтов, приводимых в движение сжатым воздухом, и направляется на желаемую глубину также посредством только боковых горизонтальных рулей с тою лишь разницею, что в лодке боковыми рулями управляют люди, а в самодвижущимся торпедо боковые горизонтальные рули приводятся в движение посредством автоматического механизма...
... Наивыгоднейшей формой для подводной лодки была бы, без сомнения, форма сигары. А что я сам считал такую форму самою выгодною формой для подводной лодки, доказал выстроенный мною впоследствии самодвижущийся торпедо, которому я придал форму сигары...
... Между тем всем известно, что все попытки подводного плавания за границей на это время всегда кончались гибелью как самих изобретателей, так и всего экипажа. Из всех изобретателей подводной лодки и из всех когда-либо пытавшихся плавать под водой остались в живых один только я и те, которые плавали в моей подводной лодке.
... Если Морское Министерство будет продолжать мне еще доверять, я смело могу сказать, что из моей подводной лодки я создам такое миноносное судно, которое заставит содрогнуться самого страшного броненосца...
... Мне остается еще присовокупить, что хотя я, начиная с 1871 года и до настоящего времени, не имел уже возможности более производить дальнейшие опыты над моей подводной лодкой, я все-таки, несмотря на это, не переставал заниматься изучением подводного плавания и выстроил в промежуток этого времени с большим или меньшим успехом самодвижущийся торпедо, который... в сущности есть ничто иное как миниатюрная копия моей подводной лодки... »/148/.
Начав работы в кустарных условиях, И.Ф. Александровский к 1874 году представил на испытания первый образец своей торпеды. Она представляла собой уменьшенную модель его подводной лодки, где даже управление хода по глубине первоначально осуществлялось приемом балласта. Первые же опыты показали неудовлетворительность такой системы, и в 1874 году изобретатель ввел в конструкцию две пары рулей: носовую и кормовую, управляемые гидростатами. Но поскольку изобретателю удалось отрегулировать лишь один гидростат, работали только носовые рули. К концу 1873 г. были изготовлены две торпеды. Это были сигарообразные снаряды с несколько притуплённой головной частью. Изготовлены они были из листового железа толщиной 3,2 мм. Одна из торпед имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, другая - 560 мм и 7,34 м соответственно. Торпеды имели массу около 1100 кг. В качестве «движущей силы» в торпедах использовался сжатый воздух. Его резервуар объемом 0,2 м куб. размещался внутри корпуса торпеды и был рассчитан на рабочее давление 60 атм. Для обеспечения равномерного хода торпеды давление снижалось с помощью редуктора до рабочего давления в двигателе 5-10 атм. В качестве двигателя в торпедах использовалась одноцилиндровая машина двойного действия с прямой передачей на вал.
Испытания торпед начались в 1874 году и проводились с неполным давлением воздуха. Они показали, что главный недостаток торпеды - в ее малой скорости. Максимум, на что способна была торпеда, это обеспечить скорость хода 6-8 уз на дистанции 825 м. Она существенно уступала по своим тактико-техническим характеристикам ставшей в то время уже широко известной торпеде Уайтхеда. Александровский при создании своей торпеды не ставил цели достижения большой скорости; он стремился к получению наибольшей дальности хода, поэтому в конструкции торпеды для обеспечения стабильности скорости хода на всей дистанции ввел регулятор давления, обеспечивающий равномерную подачу сжатого воздуха в машину.
Командование флота не удовлетворилось полученными результатами и потребовало увеличения скорости. Попытки Александровского повысить скорость, применяя вместо одноцилиндровой машины двухцилиндровую, результата не дали. Кроме того, при увеличении скорости торпеда перестала держать заданную глубину. Дело было в том, что на больших скоростях появлялась необходимость управлять также и дифферентом торпеды, как это было сделано в торпеде Уайтхеда.
Морское министерство поручило И.Ф. Александровскому создать «новую усовершенствованную подводную самодвижущуюся мину». Ее изготовление на этот раз было поручено казенному производству - слесарной мастерской в Новом Адмиралтействе со сроком завершения работ весной 1875 года. Изготовление новой торпеды затянулось и было закончено лишь глубокой осенью. Приступить к ее испытаниям в 1875 году так и не удалось. После окончания русско-турецкой войны в 1880 году были продолжены испытания торпеды Александровского, где она смогла развить скорость до 18 уз, но на вооружение так и не была принята. Морское министерство, оценивая результаты предыдущих испытаний как малообнадеживающие, приняло сделанное еще в 1873 году предложение Р. Уайтхеда о приобретении Россией его торпед.
И.Ф. Александровский тяжело переживал это известие; вот что он писал:
«...В 1868 году, когда я был однажды у бывшего Управляющего Морским Министерством..., он мне сообщил об изобретенной в Австрии подводной мине, на что я тотчас же доложил ему, что подобная мина давно уже придумана мною... .Мне было разрешено... изготовить такую мину на собственные мои средства, расходы по изготовлению которой будут возвращены мне по окончании мины. За недостатком механических средств мина была готова только в конце 1873 года.
В 1874 году в присутствии Начальника Минного отряда контр-адмирала Пилкина на Кронштадтском восточном рейде был произведен опыт над изобретенной мною миной. При этом торпедо мое проходило под водою с чрезвычайной точностью расстояние в 2500 фут несколько раз сряду, сохраняя во все время своего хода назначенное ей углубление в б фут под водой...
...В 1875 году мне удалось придать изобретенной мною самодвижущейся мине скорость хода до 10узлов...
...Несмотря на столь блестящие результаты опытов над изобретенной мною самодвижущейся подводной миной, бывший г. Управляющий Морским Министерством не удостоил моего изобретения ни малейшим вниманием и решено было купить мины Вайтгеда...
...В состав комиссии, которой назначен был осмотр и покупка мин Вайтгеда, был назначен и я. Когда я увидел мину Вайтгеда, то оказалось, что устройство мины Вайтгеда основано на тех же принципах, как и мое торпедо, с тою лишь разницею, что механизм его мины отличается весьма тщательной отделкой, что и не удивительно, так как он имеет для этого специальный громадный завод, тогда как моя самодвижущаяся мина была сделана без всяких механических средству простого слесаря, в Казанской улице. При осмотре мины Вайтгеда я нашел, что все достоинство ее заключается в скорости хода...
...По возвращении из Фиумая имел честь представить... мой взгляд на мину Вайтгеда... носовая часть ее слишком заострена... взрыв происходит на расстоянии почти 4-х футов от стены судна, что совершенно безвредно для броненосных судов. Но бывший г. Управляющий Морским Министерством чрезвычайно недружелюбно принял мои выводы...
...В прошедшем году подводная мина моя было окончена в Кронштадтской минной мастерской. В начале прошлого сентября я произвел опыты в военной гавани над изобретенной мною миной в присутствии Начальника Минного класса, и мина моя, несмотря на то, что имеет совершенно округленный нос проходила со скоростью 18 узлов, сохраняя при этом во все время своего хода совершенно ровно назначенное ей углубление и направление...
...В настоящее время и форма мин Вайтгеда изменилась, их делают теперь не с острым, а с тупым носом. Вообще же изобретенное Вайтгедом торпедо ни более ни менее, как копия в миниатюре с моей подводной лодки.
Торпедо Вайтгеда также двигается посредством сжатого воздуха и имеет те же горизонтальные рули, как и моя подводная лодка с тою лишь разницею, что в лодке действуют люди, а в мине Вайтгеда, как и в моей мине, действует автоматический механизм...»
Подписал Иван Александровский
Действительно, сравнение технических параметров первых образцов торпед И. Александровского и Р. Уайтхеда показывает, что торпеда Р.Уайтхеда была по параметрам никак не лучше торпеды Александровского (см.Таблицу).
Кроме этого не надо забывать, что торпеда Р. Уайтхеда была задумана как развитие самоходного брандера И. Лупписа и не имела долгое время (вплоть до 1876 года) специальных боевых носителей. Этим объясняется стремление Уайтхеда сделать свою торпеду миниатюрной и быстроходной. И. Александровский (в отличие от Р. Уайтхеда) сначала спроектировал и построил свою подводную лодку (1860 год - начало проектирования; 1863 год - начало строительства; 1866 год - спуск лодки на воду) и только в процессе строительства лодки задумал перевооружить ее с минного на более современное торпедное оружие. Этим объясняется стремление Александровского сделать свою торпеду большой и дальноходной, несущей мощный боевой заряд, ведь водоизмещение подводной лодки Александровского было большим (340т), просто рекордным для своего времени. В отличие от Уайтхеда, Александровский впервые в мире изобрел и даже частично реализовал боевую систему «подводная лодка - пусковое устройство - торпеда», которая по многим параметрам того времени была оптимальной.
К сожалению, передовые идеи И. Александровского не были реализованы в России в полной мере вследствие отсталости ее машиностроительной базы и недальновидности ее морских военных чиновников. Более того, было принято решение о прекращении выплаты ему жалованья. Вот как это выглядело в подлинных документах.
Из доклада Председателя Кораблестроительного Отделения Морского Технического Комитета — Управляющему Морским Министерством о прекращении выплаты содержания изобретателю Александровскому:
«... Александровский состоит с 1866 года в распоряжении Кораблестроительного Отделения ... для занятий по разработке вопроса о подводном плавании с производством ему содержания по пяти тысяч рублей в год. Расход этот я считаю совершенно непроизводительным, так как вопрос о подводном плавании нисколько не подвинут г. Александровским, а потому я полагал бы возможным прекратить выдаваемое ему содержание ...»
Из доклада контр-адмирала А. Пешурова об увольнении Александровского с прекращением выдачи содержания:
«... С 24 октября 1866 года... Александровский был принят на службу по Морскому Ведомству вольным механиком с присвоением ему мундира, положенного для таких лиц, и с назначением содержания по 5000р. в год...
...Руководствуясь... повелением о возможном сокращении по каждому Ведомству расходов долгом поставляю испрашивать... разрешение... вольного механика надворного советника Александровского уволить от службы по найму с прекращением выдачи присвоенного ему содержания».
Подписал: контр-адмирал А. Пещуров
Резолюция «Высочайше разрешено» в Александрии 6 июля 1881 года
Талантливый изобретатель отошел от работ по усовершенствованию своей торпеды, вскоре он был уволен со службы и в 1894 г. скончался.
Печальная судьба талантливого человека....
По этой теме можно прочитать:
Закономерный ход развития- самодвижущая мина
Брандеры - прообраз торпедного оружия? Кто бы знал!
Вариативность использования мин в боевых действиях на море
Мина заграждения как элемент в системе развития торпедного оружия
Шестовые и буксируемые мины - еще один шаг к торпедному оружию
Подрыв корабля противника миной, скрытно подводимой под корпус корабля
Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление. Таран