Айя-София - огромная приземистая слониха, ей нет равных и нет цены. Она равнодушно наблюдает за человечками, которые снуют между ее ногами-колоннами, топчут ее уставшее тело. За полторы тысячи лет художники различного вероисповедания изрезали и исписали ее кожу в несколько слоев. Краски поблекли, линии смягчились - и ее красота, утратив свежесть, сомкнулась с вечностью.
Айя-София знает, что конкурентов ее величия нет и уже не будет. Три империи, включая кукольную империю крестоносцев, она пережила относительно благополучно, переживет и остальные. В ее чреве я впервые прочувствовала, что означает выражение "намоленное место". Среди бесчисленных фресок и орнаментов где-то в уголке обязательно должно быть нацарапано "Здесь был Бог".
"Ура, девчата, мы в гареме!" - втайне ликуют посетительницы Топкапы, фотографируя койко-места наложниц. В султанских покоях и офисах визирей обстановка побогаче. Пестрота, как на Грандбазаре, приятная глазу. Туристы и местные потомки османскоподданных по-хозяйски лазают по городу-дворцу - и вдруг зачарованно замирают, заметив голубой лоскут Босфора, мелькнувший между кипарисами... В Сулеймание у иностранного туриста украли ботинки. Видать, не впервой, раз охрана имеет набор тапочек специально для таких случаев. В Ахмедие (Голубая мечеть) гулко, слышны смешки, нарядно, празднично.
Другое дело Эюп Султан - первая в Стамбуле мечеть, самое священное место в городе. Здесь больше всего женщин в черном и мужчин в белом. Мечеть возвели на предполагаемом месте захоронения знаменосца Пророка. В Эюпе народ сосредоточен, тих, даже на торговых улицах одноименного района, окружающего мечеть. К торговым улицам примыкает самое старое кладбище с красивыми мавзолеями. Гигантский государственный флаг Турецкой республики, занавесивший половину фасада мечети, как бы намекает: вы, граждане, пожалуйста, молитесь, отправляйте культ, но не забывайте, где находитесь.
Стамбул легко полюбить. Он красив, щедр, радушен и прост в общении. У него сундуки подарков. Он умеет и рассмешить, и окружить романтическим сиянием. Действовать на нервы он тоже умеет - толчеей базаров, автомобильным шумом, рыбной вонью Галатского моста.
Слишком сильные эмоции, можно потерять голову. И чтобы привести в порядок мысли, идешь к Босфору. Изумительно прекрасный, он равнодушен к страстям людишек, которые пытаются спеленать его мостами и фарватерами, тянутся к другому берегу своими удочками.
Стамбул - несбыточный поцелуй, запрещенный Босфором. Два материка любуются друг другом, улыбаются, переговариваются голосами чаек и кораблей. Это грустная любовь, друзья. Özlediklerim...