Найти тему
Лавка Старьёвщика

Гобелен из Байё: Величайший памятник средневекового исскуства.

Многие, кто хоть раз интересовался эпохой средневековья, непременно слышали о таком великолепном творении, как “Ковёр из Байё” или “Гобелен из Байё”. Этот великолепный памятник средневекового искусства пролил свет на многие детали средневекового быта и истории, считавшиеся ранее неизвестными. В этой статье мы с вами узнаем про этот гобелен. Изучим, чем же он доподлинно является, и попробуем его оценить.

1. История Гобелена и общие сведения о нём.

Гобелен из Байё, является вышивкой по льняному полотну (напоминающей ковёр), и повествует о событиях нормандского завоевания Англии герцогом Нормандский Вильгельмом I Завоевателем, датируемых 1066 – 1075 г. н.э. Размеры гобелена поражают – ширина около 19 дюймов (48-53 см), длинна – целых 231 фут или 70 метров! По тем временам, такая работа требовала вложения безумных усилий и огромного количества материалов, главными из которых были льняная ткань и шерстяные нитки разных цветов: терракотового (жёлтого, красного), сине-зелёного, тусклого золотого, оливково-зелёного и голубого, с небольшим количеством синего, чёрного, а также шалфейно-зелёного. Согласно традиционной точке зрения, гобелен был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Мастерству, проявленному тогда ткачихами, и сегодня можно позавидовать, а их терпению – только восхищаться.

Сам гобелен состоит из множества сцен, в сумме на которых изображено 626 людей, 202 коня, 41 корабль, 37 зданий и 505 животных. Вследствие такого многообразия, учёными было задокументировано множество аспектов средневековой жизни считавшихся ранее неизвестными.

2. Сюжет.

Изображения, вышитые на гобелене, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. Описываемые события разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами, среди которых: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

С учётом того, что авторство гобелена принадлежит нормандцам, не удивительно, что и события отражают именно нормандскую точку зрения. Так, англосаксонский король Гарольд изображён человеком недобродетельным и лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм — храбрым и справедливым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя, скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположённый в полном соответствии с церковными канонами.

3. История обнаружения гобелена.

В XVII веке, в Байё, гобелен был обнаружен, а первые его репродукции были опубликованы в 1730-х годах, французским историком Бернаром де Монфоконом. В период великой французской революции гобелен чуть не стал покрытием для повозки с военной амуницией! Не понятно как, но именно такая идея пришла тогда в голову республиканцам из Байё, когда им потребовалось чем-нибудь прикрыть повозку. К счастью, от этой позорной участи гобелен спас один из адвокатов, присутствующих в тот момент неподалёку. Понимая ценность гобелена, адвокат смог отговорить республиканцев от надругательства над реликвией, и взамен предоставил им другую ткань из своих личных запасов. После гобелен успел побывать в Париже, где использовался Наполеоном, как средство пропаганды французского вторжения в Англию, а во времена Второй мировой войны – был спрятан в подземельях Лувра.

В данный момент гобелен выставлен в музее в Байё, где во избежание ухудшения его состояния, выставлен под стеклом, в комнате со слабым освещением.

-4

4. Влияние ковра и его ценность.

Несомненно, что обнаружение и исследование этого гобелена, рассказало учёным многое о быте и событиях тех времён. По сути, этот гобелен является своеобразной летописью, только не записанной на листе бумаги, а вышитой на громадном полотне. Благодаря тысячам изображений воинов, историкам-медиевистам удалось узнать многое о тактике ведения войны, о доспехах и оружии, а также правильно установить хронологическую последовательность событий. Изображённые сцены повседневной жизни, такие как приготовление пищи, сцены охоты и строительство кораблей, позволяют в полной мере изучить, как жилось людям в те времена.

Подводя итог, можно смело сказать, что ковёр из Байё является непревзойдённым символом эпохи, а его детальное изучение в значительной степени поспособствовало прояснению многих событий и – в дальнейшем – достоверному их толкованию.