Александр Жибров
Бобровичи – гарнизон веселый. Два полка на Су-24, так называемые, «старый» и «новый» полки. И там и там масса знакомых. Аэродром гудит каждый день всю неделю.
Уже через месяц – два чувствуешь, что служишь здесь давно. Командир полка – полковник Грачев, хороший дядька. К концу года ждал замены, поэтому «нависшая угроза приезда ГИМО» чувствовалась в обыденной жизни.
Боевой расчет полка, ни под каким предлогом, от положенного количества (28) боеготовых экипажей меньше стать не мог. Сам лично в конце августа столкнулся с такой проблемой – сыну идти в первый класс, а он приболел и приехать не могли сюда. Думаю, отпрошусь на два дня, «схожу» с сыном в первый класс и 2-го буду на месте. Поднимаюсь на КДП (шли полеты), объяснил все. Ответ краткий:
- Найдешь мне «штык» в боевой расчет - можешь ехать хоть на неделю. Ждем в любой момент ГИМО!
Ответ более чем прост. Действительно, иногда и субботы и воскресенья проводили на работе в ожидании.
Месяца за два провели несколько ЛТУ. Причем серьезные, в составе полка. Запомнилось одно из первых, с перебазированием в Сууркуль (название скорее всего с ошибкой). Лето - звеньями, парами летим в Прибалтику. В паре с Володей Носковым (он ведущий), разомкнулись на полигоне, работаем. Везем каждый по 4 бомбы «250».
На боевом курсе (не загорелась лампочка «ГП - горизонтальный полет», т.к. не была нажата!) не отработался «относ». Пока решали проблему (опять же пробел в знание матчасти!) – «прохолостили». На своем полигоне, без проблем бы отработали, а тут… раздумали.
Летим на точку. Таллин во всей красе справа по борту, залив, порт, корабли – только настроение как … ну, сами понимаете.
Еще не сделав два шага от самолета, причина выяснена. Элементарная ошибка «начинающего» летать экипажа! Через минуту командир встречает.
- Ну, что?
Так мол и так… Он спокойно выслушал и говорит:
- Понятно! Эти бомбы не снимать. Возьмете еще свои четыре и все согласно плана. Только домой не привезите…
Загрузили. Со злости отработали с оценкой «шесть нулей». Уже дома, опять случайно, столкнулись с командиром.
- Ну как? - спокойным таким тоном спрашивает.
- Отработали.
- Молодцы! – и… пошел вдоль стоянки.
Одним из уважаемых видов спорта среди летного состава был футбол. Но обычно играли в небольшие промежутки времени в так называемую «....опу…». На одни ворота, четыре на четыре, что самое главное – быстро и зрелищно! Тут уже набиралось зрителей к «раздаче» большое множество. Штаб в 10 метрах, можно и в окно посмотреть за результатом. Проигравшая команда команда вставала в ворота, нагибалась и… Советы зрителей в этом случае были разные. Обычно просили «точно нанести удар». Особенно проигравшие волновались, если «пробивающий летчик» был внушительных размеров.
Например, Володя Штокало (крепкий, мощный такой…) и ему подобные, могли просто изобразить «полет Мюнхаузена на ядре»!
Вот именно в такой момент, когда очередная команда проигравших «нагнулась», из штаба выходит командир с какой-то комиссией полковников. Возникла пауза. Командир подошел чуть ближе и говорит:
- Ну, порадуйте красивым ударом!
Следует разбег, удар… и «жертва», получив точнейший удар в то самое место, как называется игра, выпадает из строя! Командир с довольным видом произнес:
- Мои играют очень хорошо!
Еще одной из любимых игр было домино в высотке (в штабе играли реже). Там вообще профессионалы, зубры! Только раздадут, посмотрят и уже после первого хода знают результат партии. Честно скажу, никогда «не соображал» в этой игре и когда приходилось играть, всегда путал всем «карты», в том числе и опытному напарнику.
А так как играли на приседания, частенько можно было видеть «приседающих» летчиков, и молодых и уважаемых «дедушек», независимо от званий.
Командирская привычка
Про ту привычку командира писать не буду. Кто служил – знает. Запоминающаяся она, одним словом…
Заканчивается рабочая неделя, в штабе почти никого нет. Командир закрыл кабинет, набросил шинель на одно плечо, а во второй рукав никак не может попасть рукой. Спускается со второго этажа и только одолел пару ступенек бежит «прапор – секретчик» и кричит командиру:
- Товарищ командир! Товарищ командир! Телеграмма!!!
- Потом, в понедельник! – не раздумывая отвечает.
- Секретная! – не сдается прапор.
- Все равно в понедельник! С утра доложишь! – выходные впереди.
- Это шифровка! (пауза) По ВАМ!
Командир замер, на лице появилось любопытство.
- Покажи! – а сам пытается в который раз одеть шинель.
Прапор встал, развернул шифровку, в конце которой командиру объявляется довольно строгое взыскание. Командир читает, вздыхает и вставляет реплику:
- Да?
- Конечно!
- Ого!
-БОЛЬШЕ НЕ БУДУ!!! - (тут следует его «привычка»)
Шинель застегнулась и пошел «взбодренный» взысканием командир на отдых…
Десяткой мимо полигона
Если не ошибаюсь, этой же осенью, произошел конфуз. Наконец- то дождались приезда ГИМО. Инспекция МО, ну только такая, не очень «страшная». Полк не трясли, а ограничились тактическим вылетом десятки Су-24 на полигон «Киево-Александровка». А буквально накануне, мы летали туда. Хорошо отработали, а зам. командира вообще привез уникальный снимок. Бомбил он с 50-ти метров и бомба, на фотографии смотрелась просто красиво, вошла прямо в закабинный отсек МиГ-15. Причем, хвостовое оперение было видно, а половина бомбы – в самолете!
Кадр – просто красавец!
Вот и отрядили десятку на полигон, ведущий – заместитель командира. Стояло ПМУ – видимость «миллион на миллион». Решили лететь колонной пар, а между парами… вообщем плотненько! Все ходят улыбаются, не полет, а «райское наслаждение»!
Взлетели. Полет по маршруту идет нормально. Большая, средняя, малая высота. Отманеврировали «колбасой», все как положено. Красота да и только!
Однако чем ближе к полигону, начали отклоняться от маршрута. Каждый экипаж это заметил, но «обсасывают» сами, ведущему ничего не говорят, вопросы не задают. Тут, в такой ситуации, вопрос обычно стоит так – ведущий знает, раз делает, значит так надо! Или – «жираф большой, ему видней»!
На полигоне стоит все начальство. Громко объявляют:
- А сейчас ударная группа полка из 10 Су-24 наносит удар по целям на аэродроме противника! Время «Ч»…
Тишина. Только где-то в стороне еле-еле слышный шум самолетов. Десятка прошла в стороне…
Прилетели домой, начался разбор. Сначала у самолетов, потом со всех бортов стали снимать пленки магнитофонов и все, что относится к объективному контролю. Начали с ведущего. Да, там действительно отказ ДИСС, причем скрытый, не явно выраженный. Кажется, еще и МИС барахлило. Вот поэтому и стали уклоняться от маршрута. Штурман, тоже недавно в полку, да, допустил ошибку, такое бывает. А остальные чем занимались? Пленки прослушали и смех и грех. А замыкал десятку самый молодой экипаж. Мало того, там штурман молоденький лейтенант. С самого начала, как группа стала отходить от линии заданного пути, он поднял «шум», но, естественно, в экипаже. Летчик выслушал, и потом ему говорит:
- Да отстань! Там «бугров» впереди хватает, ты что – самый умный?
Ну и, как всегда, они оказались самыми крайними. Все экипажи (опыт в магазине не купишь), худо-бедно, но нашли хоть маленький, но отказ, а вот молодежь не сообразила.
Через пару дней полку дали возможность «реабилитироваться». Та же десятка слетала и результат был хороший.