Найти в Дзене

Как выучить времена года с малышом: книги-помощники

Оглавление

Не знаю, насколько это правда, но не раз слышала от учителей: сейчас в первый класс всё чаще приходят дети, которые умеют читать, писать и складывать в пределах ста, но не знают месяцев, дней недели и даже последовательности времён года. Родители спешат научить чему-то сложному, чему-то не соответствующему возрасту, а о простых, обыденных вещах часто забывают.

А ведь специально учить и не надо. Достаточно много читать с ребёнком, разглядывать и обсуждать иллюстрации. Полезно также рисовать и делать поделки по сезону, сохраняя результаты творчества. Впоследствии смотреть и вспоминать: как делали, что изобразили, какое время года было, что изменилось с тех пор.

Времена года мой трёхлетний ребёнок давно знает. Без труда может ответить, какое сейчас время года, что было до него, что будет после. Умеет описать природу в каждый из сезонов. Мы не заостряли на этом внимание нарочно — просто любим листать, читать, заниматься сезонным творчеством и подолгу пялиться в окно, обращая внимание на все перемены. Сегодня расскажу о некоторых наших книгах, которые научили моего ребёнка ориентироваться во временах года.

Начну с раннего.

«Времена года». Серия «Найди и покажи, малыш» издательства Clever

Я купила четыре книжечки этой серии, когда ребёнку было чуть больше года. Времени им было посвящено много, очень много. Иллюстрация на разворот. В отдельной плашке обозначены предметы, которые нужно найти на картинке. Текста почти нет. Разглядывание таких книг-картинок и поиск указанных предметов способствуют развитию внимания и расширению кругозора.

Из этих четырёх изданий книга о временах года была наименее любимой у моего ребенка (в остальных и иллюстрации получше, и сюжеты интереснее). Но мы её тоже смотрели, пусть и не так часто, как другие. Времена года как-то быстро запомнились.

«100 окошек — открывай-ка», Тони Вульф

Эта книга издательства «Эксмо» широко известна и очень популярна у нас в стране. Продаётся во множестве книжных магазинов и в «Детском мире». Мнения о ней неоднородны. Кто-то находит даже фактические ошибки. Например, многие удивляются, почему белка спит зимой. Впрочем, спит — не значит, что пребывает в спячке. Часто книгу ругают за сплошные запреты. Например, в теме о том, как правильно вести себя за столом, всё основано на слове «нельзя».

-3

А нам книга понравилась. Окошек там, правда, меньше ста, но всё равно очень много. Это скорее развивающее пособие, текста там практически нет. Охвачено множество тем: цвета и формы, счёт в пределах 10, правила поведения, противоположности, дни недели, времена года, месяцы и др. Ко всему прочему, самостоятельное открывание окошек развивает мелкую моторику рук у малышей.

Грязный - чистый, сухой - мокрый, ловкий - неуклюжий, облачный - ясный и др.
Грязный - чистый, сухой - мокрый, ловкий - неуклюжий, облачный - ясный и др.
Цвета и фигуры
Цвета и фигуры

«100 окошек» появилась у моего сына, когда ему было почти два года. Это был приз за выполнение заданий из предновогоднего календаря. Книга его заворожила. Вот уже полтора года он её с удовольствием листает. Особенно любит вот эту страницу с мышиным днём рождения.

-6

Раздел о временах года представлен четырьмя страницами, по одной на каждый сезон. На всех страницах — по несколько окошек. Ребёнок, изучая иллюстрации, запоминает ключевые признаки времён года. Есть также разворот с двенадцатью месяцами.

-7
-8
-9
-10
-11
-12

«Учебник дошкольника. Время. Времена года», Владимир Степанов

Вся книжечка посвящена времени, календарю. Честно говоря, стихи и иллюстрации мне в целом не нравятся. Да и бумага оставляет желать много лучшего.

-13

Из книги мы читаем только раздел с месяцами. Он приличнее остальных. На каждый месяц выделена отдельная страница с картинкой, стишком и загадкой. А на первый и последний месяцы — по развороту.

***

Далее я стала обращать внимание ребёнка на смену времён года в художественных произведениях. Особенно там, где эти перемены проиллюстрированы. Приведу два примера таких книг из нашей библиотеки.

«Кротик и Снеговик», Зденек Милер

Это один из серии рассказов про знаменитого Кротика, героя чешских мультфильмов.

-15

Сюжет прост: однажды зимой Кротик слепил снеговика, и тот ожил. Кротик и Снеговичок подружились и сообща предавались зимним забавам. Но вдруг оживилось солнышко, и Снеговичок начал таять. Наступала весна. На помощь пришел пёс-медик — он отправил Снеговичка на вершину высокой горы. Там круглый год лежит снег. Кротик попрощался со Снеговичком и вернулся в лес. Друзья условились встретиться в лесу следующей зимой. Пришла весна, потом лето, затем осень. Наконец, воцарилась зима.

Каждое время года проиллюстрировано изменениями, происходящими с деревом, рядом с которым расположена норка Кротика. Вот дерево цветет, вот оно плодоносит, вот его листья пожелтели и опадают. Зимой ветки покрылись снегом. Читая рассказ, я всегда обращаю внимание сына на это дерево. На то, как оно меняется от сезона к сезону.

«Человеткин», Джулия Дональдсон

Герой этой небольшой сказки в стихах (перевела поэтесса Марина Бородицкая) — человечек из веток. Вместе с женой и тремя детишками он живет в дупле старого дерева. Однажды Человеткин отправляется на утреннюю пробежку — и попадает в круговорот событий, препятствующих его возвращению домой. Кто-нибудь постоянно использует его с той или иной целью. Он нужен то для гнезда, то для флага, то для растопки камина. Вот он рука снеговика, вот он бумеранг, вот он клюшка.

-17

В тексте не сообщается, сколько времени скитался Человеткин. Но это легко понять, если обратить внимание на иллюстрации и детали повествования. Когда он отправился на пробежку, была весна: листочки у ветлы маленькие, кусты и деревья в цвету. Вскоре Человеткин стал частью гнезда, где лебедь высиживала птенцов. Это происходит весной и длится не меньше месяца. Значит, из гнезда Человеткин освободился под конец весны или в начале лета.

Затем наш герой попадает на морской пляж — люди купаются, загорают. Это уже точно лето. Потом пейзаж в череде картинок меняется: зелено, жёлто, бело. Домой Человеткин возвращается в рождественскую ночь. Значит, прошёл почти месяц зимы. Получается, что скитался он более полугода.

Вместе с ребёнком ищем сезонные признаки в книге — и тем самым закрепляем его знания о временах года.

Вообще, книга замечательная. Здесь и оригинальный персонаж, и смена времён года, и экологическая подоплёка, и тема зимних праздников (Человеткин помогает Санта-Клаусу развезти подарки, а потом Санта доставляет его домой, к жене и челодеткам).

***

Хочу немного отойти в сторону от книжной линии и порекомендовать игру. Это простая и недорогая настольная игра от Djeco «Топоголик». В комплект входят деревянный планшет с ячейками, фишки и карточки с пейзажами. Нужно находить на карточках животных, определять их расположение относительно основных объектов и в соответствии с этим расставлять фишки в ячейках. Чуть подробнее писала об этой игре здесь.

-19

Карточки помогают закрепить знания о временах года. Есть в комплекте 4 карточки с одним и тем же пейзажем, изображённым в разные сезоны. Чтобы определить время года, надо обратить внимание на значимые признаки. Поспели ягоды на дереве — значит, это лето. Медведь латает крышу, на дереве есть листочки, но нет плодов, травка свежая — весна. Листья пожелтели и опадают, из трубы идет лёгкий дымок — пришла осень. Выпал снег, герои играют в снежки, в доме топят печь — зима. Можно давать малышу задание разложить карточки в хронологическом порядке.

-20

Есть в наборе несколько несколько осенних пейзажей, пара зимних, много летних. День и ночь. Игра учит а). ориентироваться в пространстве и времени; б). правильно употреблять пространственные предлоги.

Ещё о нашем чтении:

Хорошая книга: "Цветик-семицветик"

Как я готовлю ребёнка к предстоящему обучению чтению

Хорошая книга: "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду"

Читаем малышам: пять сказок, в которых есть море

Что ребёнку почитать, чтоб научить его считать?