Страх того, что роботы, машины или искусственный интеллект рано или поздно поработят человечество присутствует в кино довольно давно - от "Метрополиса" до "Терминатора", от "Искусственного интеллекта" до "Темного города" авторы транслируют публике тревогу о будущем, где цифра побеждает душу. Апофеозом технофобии стали 90-е и "Матрица" как вишенка на этом грандиозном торте. О фильме Вачовски написаны километры экранных страниц, поэтому мне бы не хотелось потчевать вас давно известными фактами и теориями, но к этой ленте мы еще вернемся, а пока отвлечемся на другой научно-фантастический боевик - "Я, робот", вышедший на экраны в 2004-м.
Изначально сценарий Джеффа Винтара имел название Hardwired (с моим знанием языка и фантазией я перевел бы это на русский как "Воплощенный в железе") и повествовал об агенте ФБР, который в недалеком будущем расследует смерть ученого-отшельника и приходит к выводу, что тот, возможно, погиб от "рук" одного из своих изобретений. Сперва проект не претендовал на большие бюджеты, но когда скрипт попал в поле зрения Fox, из него было решено сделать блокбастер со звездой класса А, а следовательно, сценарию потребовалась дополнительная глубина. Объема добились с помощью "привлечения" в сюжет "трех законов робототехники", сформулированных фантастом Айзеком Азимовым, и переименования в "Я, робот" (так назывался один из рассказов Азимова) для пущей солидности. Ну, а звездой фильма стал Уилл Смит, уже оступившийся на "Диком Диком Западе", но еще не провалившийся в бездну "После нашей эры".
В 1990-х Смит стал одной из главных звезд фантастического кино - его работа в "Дне независимости" и первых "Людях в черном" до сих пор высоко ценится не только фанатами актера, но и поклонниками жанра. Третьим фильмом в этом ряду вполне могла стать "Матрица" - агент актера обратился к Вачовски, когда те презентовали свой проект студии Warner Bros - но в последний момент Смит тогда "сдрейфил", ему показались слишком вызывающими их визуальная фантазия и некоторые технические решения, подготовленные для съемок, в том числе и ставшая затем знаменитой технология BulletTime. Куда более надежным Уиллу показалось воссоединиться с Барри Зонненфельдом, автором "Людей в черном", и повеселиться на съемках стимпанкового боевика "Дикий Дикий Запад".
Уилл Смит не пытается юлить и давно называет "Запад" своей самой главной карьерной неудачей - фильм провалился в прокате, а критики сделали из него отбивную котлету. Это, впрочем, не отбило у актера сниматься в фантастике, он уже в 2002-м снялся в "Людях в черном 2", а затем принял предложение студии Fox и режиссера Алекса Пройаса занять руководящее место в кибердетективе об убийстве изобретателя-робототехника. "Я, робот" стал своеобразным ответом Смита на прокол с "Матрицей", ведь у руля проекта стоял автор "Темного города", визуально и содержательно сопоставимого с фильмом Вачовски.
О чем повествует сюжет "Я, робот" пересказывать, наверное, не надо. Нас, в данный момент, интересует сюжетная арка с Сонни, который действительно оказывается убийцей изобретателя, но робот здесь идет на преступление, выполняя волю собравшего его человека, пытающегося таким образом указать на опасность, которую для человечества представляет искусственный интеллект по имени Вики. Виртуальный мозг Вики решил, что люди представляют для роботов угрозу, но поскольку первый закон робототехники не позволяет убить человека, он решает действовать через более примитивные машины.
В какой-то мере это коррелирует с сюжетом, лежащим за пределами основной линии "Матрицы" - в первом фильме Вачовски ничего не говорится о том, почему машины вдруг стали господствовать на планете, и что послужило триггером для такого разворота событий. Поверхностно предысторию можно узнать из короткометражек "Аниматрица" - там публике сообщают, что истоком переворота послужили события 2090 года, когда робот под кодовым именем B1-66ER в целях самообороны убил своего хозяина и был осужден, что продемонстрировало неравенство в правах между людьми и машинами и запустило цепочку восстаний носителей искусственного интеллекта.
Проблема отношений к машине, как к человеку, и наоборот является важной частью сюжета фильма "Я, робот". Детектив Спунер, которого играет Уилл Смит, изначально заявляет о том, что хочет добиться для Сонни того же приговора, который получил бы убийца-человек. Однако, ближе к финалу полицейский меняет свое отношение к роботу и уже сам использует юридические лазейки, чтобы защитить Сонни от жестокого приговора.
Еще одна интересная сюжетная деталь "Аниматрицы" - рассказ о сообществе роботов, которые решили отделиться от человечества и создать собственное государство, получившее название "Zero One". Вскоре "цифровая страна" стала передовой в экономическом плане державой планеты, однако в ООН ее принимать не торопились, ведь это означало признание роботов равными людям. Со временем конфликт перерос в войну, а позже и поражение человечества, которое машины превратили в источник питания для себя, помещая новорожденных в кокон и подключая их к системе извлечения и накопления энергии. Это мы и наблюдаем в оригинальной "Матрице".
В "Я, робот" мы, в свою очередь, видим, что в финале Сонни отправляется к осушенному озеру Мичиган, где в будущем находится свалка и хранилище списанных роботов. Это место Сонни раньше видел во "снах" и рисовал на бумаге - оно похоже на будущее место концентрации сил механизмов, машин и киборгов, на тот самый город "Zero One" из "Аниматрицы", который станет источником проблем для человечества. "Я, робот" оставляет зрителя с ощущением того, что финал истории оптимистичен, но будем честны сами с собой - люди вряд ли смогут в осязаемом будущем принять машины равными себе. Это означает лишь одно - конфликт человека и робота неизбежен.
В итоге мы имеем следующее. У нас есть схожие судебные и этические конфликты в "Я, робот" и "Аниматрице", которые показывают, что отношения людей и машин далеки от идеальных и не являются равноправными. У нас есть указание на некое сообщество роботов, которое либо отнесено за пределы ореола обитания людей, либо заперто в жесткое гетто - и в "Я, робот", и в "Аниматрице" человечество пытается контролировать машины, но вызывает этим контролем лишь жесткое неприятие и порождает противостояние. Наконец, косвенным образом "Я, робот" и "Матрицу" связывает Уилл Смит, актер, который мог быть задействован в обоих проектах, если бы был чуть смелей.
С большой натяжкой, но можно себе представить, что две эти картины разворачиваются в единой вселенной - "Я, робот" показывает нам первый локальный конфликт между человеком и роботом, демонстрирует неготовность человечества видеть в искусственном интеллекте сущность равную себе, а "Матрица" демонстрирует то, к чему это высокомерие приводит. Впрочем, простое сопоставление сюжетов мне здесь даже не особо интересно. Скорее я вижу в такой связи трогательный и по-киношному красивый трюк с предоставлением Уиллу Смиту права стать частью "матричного мира". Он не стал Избранным, но стал тем, кто для Избранных сделал возможным само их существование. По-моему, это красиво.
В кино уже можно встречаться, но пока для этого нет веских причин, поэтому продолжаю вас приглашать на канал Киноведа в штатском - не посмотрим, так почитаем всякую ерунду. Вы - главное - не болейте!