Найти тему
Другой путь

Сёла-райцентры, "бывший" Транссиб и город Виталия Наливкина. Неизвестное Приморье у края России

Оглавление

Заметки первых дней.

Шумит Уссури,

Гремит гром,

В тайге затаился тигр...

Продолжение. Ссылка на предыдущую часть в конце записи.

Река Уссури. Чугуевский район.
Река Уссури. Чугуевский район.

...Низкие облака цепляются за отроги Сихотэ-Алиня, а мы сидим под мостом, прячась от мощнейшего дальневосточного ливня. Идти какое-то серьёзное расстояние было решительно невозможно, однако ближе к вечеру сделать это пришлось.

-2

Промокшие что называется до нитки, мы оказываемся на железнодорожной станции Новочугуевка.

Новочугуевка - Сибирцево. Железнодорожная тупиковая ветка, где спустя несколько лет восстановлено пассажирское сообщение в виде ночного пригородного поезда Новочугуевка - Владивосток.

Вот он, "отдыхает" после рейса на конечной станции Новочугуевка (фото сделано до дождя).
Вот он, "отдыхает" после рейса на конечной станции Новочугуевка (фото сделано до дождя).

Тёплый плацкарт с горячим самоваром и удобными полками - то что надо после полного промокания. Располагаемся в единственном свободном отсеке.

Вагон на удивление хорошо заполнен (обычно в России в подобных поездах ездит очень мало народа). Строгий контроль проезда, вплоть до записи вошедших\вышедших. Основные пассажиры - жители Чугуевки и Арсеньева. Почти все едут до Владивостока.

Вообще, в крае разветвлённая сеть железных дорог, и, будь в руководстве более грамотные люди, с многочисленных тупиков и боковых ветвей Транссиба также пошли бы пассажирские поезда по сходной схеме. Ночной поезд - это удобно, а к тому же значительно дешевле автобуса.


На станции Сибирцево среди ночи к вагону цепляют электровоз, а мы выходим.

Так он пойдёт до Владивостока почти без остановок.
Так он пойдёт до Владивостока почти без остановок.

Сибирцево - Хороль - Камень Рыболов - Пограничный - Уссурийск.

Крюк в сторону одного из крупнейших озёр России в рамках посещения всех районов Приморья. Много остановок в виду локальности транспорта.

Ярославский. Ничего определённого не могу сказать про ПГТ, кроме того, что здесь тоже есть железнодорожный тупик. Видно что станция почти не используется, но это не помешало РЖД сделать капитальный ремонт вокзала.

Рядом флюоритовый рудник средних размеров.

Хороль. Село-районный центр c очередным ярко выраженным украинским названием. Неплохой ларёк-булочная в центре с низкими ценами. Село известно своим аэродромом, одним из двух (?) в СССР, способном принимать космопланы (См. Энергия\Буран). Ныне законсервирован (?). Судя по официальным данным населённый пункт с 90-го года потерял 1\3 населения - возможно, худший показатель в Приморье.

Село Камень-рыболов на берегу большого (примерно 80 х 50 км) озера Ханка также райцентр. Не сказал бы, что рекомендовал бы сюда специально заехать (а проездом тут быть точно не выйдет), но что-то в этом месте определённо есть. Настолько есть, что набралось на небольшой рассказ, который вскоре будет опубликован.

Вечно грязное озеро Ханка в селе Камень-Рыболов.
Вечно грязное озеро Ханка в селе Камень-Рыболов.

Движение по пыльной разбитой дороге в сторону следующего райцентра.

В данной части Приморья самая высокая плотность населения на всём российском Дальнем востоке. Тем более удивительно, что район малоизучен, но от этого, конечно, особенно интересен.

На новые земли стекались переселенцы из разных уголков империи, что обуславливает различие малых архитектурных форм на местах.
Сельское хозяйство, явившееся катализатором российской колонизации, до сих пор играет заметную роль в экономике.

В Пограничном районе вновь начинается холмистая местность. Приятные пейзажи.

-9

Необычная ситуация: молчаливая женщина-таксист сама предложила подвезти по пути. Спасибо ей и другим хорошим людям, без которых это путешествие бы не проходило столь гладко.

Посёлок городского типа Пограничный. Говорящее название. Место приглядное, видно что муниципальное хозяйство не брошено на самотёк.

Главное предприятие - большая железнодорожная станция.

Линия, на которой она расположена - бывшая Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) - исторически первая, пришедшая на дальний Восток с запада. Этот момент достоин внимания.

До 1916 года Транссиб проходил по территории Китая. Сложилась уникальная ситуация - полоска земли под железнодорожным полотном принадлежала России по праву долгосрочной аренды.
Создавались русские города и посёлки, в т.ч. Харбин - крупнейший в настоящее время город северо-восточного Китая. Имеется основание думать, что в то время существовали планы подчинения этих территорий.
С прецедентом КВЖД связано множество интереснейших исторических событий, но это тема для отдельного изыскания. История КБЖД фактически прекратилась в 50-е годы прошлого века, когда ветки, проходящие по территории КНР были безвозмездно переданы последней.
Станция Гродеково. Город Пограничный.
Станция Гродеково. Город Пограничный.

Сейчас сложно поверить, что стоишь над станцией бывшей Транссибирской магистрали. Ветка так и осталась с тех времён однопутной и неэлектрифицированной. Из пассажирских только короткий китайский поезд за большие деньги - Суйфэньхэ - Гродеково. Как ни странно он пользуется популярностью из-за сложностей пересечь границу.

Суйфэньхэ - безвизовый пограничный город, куда приморцы ездят для развлечения и покупок.

Позор властям региона и РЖД, за то что отменили пассажирские поезда на линии.

-12

Стилизированная въездная стела-памятник и насыщенные закатные краски в конце дня.

Быстрое перемещение в Уссурийск.

Автор в значительно меньшей степени интересуется крупными населёнными пунктами, к которым Уссурийск бесспорно можно отнести.

Упомяну только, что он имел длительную историю ещё до прихода сюда Российского государства и сменил довольно много названий. Также недавно город стал известен на всю Россию благодаря появлению в сети фрик-депутата Виталия Наливкина, героя видео на злободневные темы, набирающего миллионные просмотры.

-14

Из Уссурийска я незамедлительно отправляюсь на самый Юг, в Хасанский район.

В этом дальнем уголке России, всего на 1 градус не дотягивающем до её крайней южной точки, найдётся немало замечательных вещей, а также несколько историй от автора. Продолжение следует...

Хасанский район.
Хасанский район.

Это вторая часть заметок. Первая часть:

Городки застывшие в прошлом, праворульные авто, самолёты вместо автобусов и лютая москвофобия. Первое знакомство с Дальним востоком.

Следующая часть:

Широта крымская, долгота колымская. Посьет - самый южный порт России и "пираты" 21 века.