Почему дистанция в дрэг-рейсинге именно 402 м?
В большинстве случаев отвечают, что такое расстояние между перекрестками, то ли в США, то ли в Англии. Альтернативная версия гласит, что это расстояние в ¼ мили (402 м).
На самом же деле, к моменту постройки первого дрэг-стрипа не было установленной дистанции. Организовавший его Си Джей Харт выбрал расстояние 402 м, отталкиваясь от уже проводившихся чисто американских конных заездов на ту же дистанцию. Заезды на Квотерхорс (Quarter Horse) впервые были проведены в 1607 г и привели к появлению новой породы мощных и быстрых лошадей.
Для справки — Самая высокая зарегистрированная гоночная скорость, 70,76 км/ч(43 миль/ч) была достигнута 2-летней кобылой Winning Brew, 14.05.2008 г. она пробежала четверть
мили (402 м, 2 фарлонга) за 20,57 секунды.
В дрэг-рейсинге огромное разнообразие классов. У каждой ассоциации свои свои классы и свои ограничения по конструкции машин.
Как правило, гонщики, участвующие в дрэг-рейсинге, делятся на четыре класса:
SL — «Уличный лёгкий» (Street Light). Серийный или серийный доработанный автомобиль любого производства, 4-цилиндровый, объём двигателя до 1600 см³ включительно. Сюда входят и российские легковые автомобили — ГАЗ, АЗЛК, ИЖ до 2000 см³. Минимальный вес — 550 кг.
FS A — «Уличный быстрый А» (Fast Street A). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль зарубежного производства, 4-цилиндровый, объём двигателя 1601—2000 (не включая) см³. Минимальный вес — 550 кг.
FS B — «Уличный быстрый В» (Fast Street B). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль зарубежного производства, 4-цилиндровый компрессорный или 6-цилиндровый атмосферный, объём двигателя 2000—2500 (не включая) см³. Минимальный вес — 900 кг.
FS C — «Уличный быстрый С» (Fast Street C). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль зарубежного производства, 4-цилиндровый компрессорный или 6-цилиндровый атмосферный, объём двигателя 2500-3000 (включительно) см³. Минимальный вес — 900 кг.
US — «Уличный неограниченный» (Unlimited Street). Серийный или серийный доработанный легковой автомобиль зарубежного производства, 6-цилиндровый компрессорный или 8- и более цилиндровый атмосферный, объём двигателя >3000 см³. Минимальный вес — 1000 кг.
SS — «Серийный улучшенный» (Super Stock). Серийный легковой автомобиль любого производства, проходящий дистанцию 402 метра (¼ мили) быстрее 10 секунд, подготовленный для драг-рейсинга по техническим требованиям и спецификации FIA SFI (Международной Федерации автомобильного спорта) или дорожный автомобиль любого производства, 8-цилиндровый и более, компрессорный. Без ограничения объёма двигателя.
Для определения класса автомобиля применяются дополнительные поправочные коэффициенты к объёму двигателя: наддув — 1,6, роторный — 1,8, NOS — 1,5. Критерием для оценки объёма двигателя является расшифровка VIN-кода.
Классы в чемпионате России по дрэг-рейсингу:
Самый младший класс в Чемпионате России — FSL. В нем участвуют автомобили, проезжающие четверть мили за 9-12 секунд.
Чтобы уравнять на старте столь разные машины, заезды проводятся по принципу гандикапа. Каждый из участников говорит свое время (за которое он считает, что проедет 402 метра), и зеленый сигнал светофора на старте для двух автомобилей загорается с разницей между заявленными временами. Один стартует раньше, другой позже. Выигрывает тот, кто финиширует первым. Но при этом, если он проехал быстрее заявленного времени, он проиграет.
Класс FSA— это автомобили и шасси с приводом на переднюю ось. Время преодоления дистанции в FSA ограничено в 8,8 с. Быстрее по правилам соревнований ехать нельзя.
Класс FSB— это автомобили с полным приводом и приводом на заднюю ось с сохранением 3/4 кузова, автомобили и шасси с приводом на переднюю ось с предельным временем на 402 метра в 7,5 с.
Класс US (Unlimited)— это абсолютный зачет, к участию в котором допускаются любые автомобили, соответствующие техническим требованиям соревнований.
Почему в дрэг-рейсинге самые мощные машины соревнуются не на более длинной, а на более короткой дистанции?
Если стандартная дистанция 402 м, то для самой быстрой категории Top Fuel Dragster всего 304 м.
Главная причина — это безопасность. За считанные секунды драгстеры умудряются разгоняться до 500+ км/час и представляют опасность для окружающих. Если они будут разгоняться дальше, то скорость на выходе может стать слишком опасной.
Перегрузки, которые испытывает водитель и без этого слишком велики. Для того, чтобы набрать 320 км/ч к середине дистанции, перегрузка на старте достигает 8G. Это грозит потерей контроля над машиной и даже обмороком. Да и тормозной будет слишком велик для многих драг-трипов.
Но немаловажно и то, что короткая дистанция для нитрометановых монстров обходится существенно дешевле. Ведь только топливо, содержащее большую часть окислителя, обходится до нескольких тысяч долларов за заезд. Если будет еще дороже, то сократится число участников соревнований.
Для примера приведем динамика разгона одной из машин:
- 0.5 секунды — пройдено 3 метра, скорость 118 км/час
- 1.0 секунда — пройдено 15,5 метров, скорость 183 км/час
- 1.5 секунды — пройдено 38.1 метров, скорость 261 км/час
- 2.0 секунды — пройдено 70 метров, скорость 343 км/час
- 2,5 секунды — пройдено 115 метров, скорость 400 км/час
- 3,0 секунды — пройдено 172 метра, скорость 436 км/час
- 3,5 секунды — пройдено 238 метров, скорость 471 км/час
- 3,83 секунды — пройдено 304 метра (1000 футов) скорость 517 км/час
Источник:
https://akross-oil.ru/blog/2020/03/03/dreg-reysing/