Найти в Дзене
ScrollsOfFantasy

Можно ли написать необычное фэнтези по карточной игре? Знакомьтесь: "Потоки времени" по MtG

Отсель: https://i.pinimg.com/originals/90/df/99/90df9921ee24e89b51b65c7bf3067a41.jpg
Отсель: https://i.pinimg.com/originals/90/df/99/90df9921ee24e89b51b65c7bf3067a41.jpg

Конечно, все мы знаем, что технически по картам уже была написана как минимум одна хорошая фэнтези-книга - "Хроники Амбера", в которых обыгрываются старшие арканы Таро.

Но в Таро вообще нет нарратива, так что Желязны придумывал сюжет "Хроник" сам, Таро было только художественной подмогой. А вот та история, о которой я собираюсь поговорить, как раз основана на картах, в которых нарратив есть. А именно - на игре Magic the Gathering. Я не буду объяснять правила, они довольно сложны, скажу лишь, что играют в неё вот такими красивыми карточками, которые можно покупать и составлять из них свои "колоды":

Отсюда: https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/51Jz39ImkXL._AC_SY355_.jpg
Отсюда: https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/51Jz39ImkXL._AC_SY355_.jpg

Как видите, помимо описания и технических данных для игры, здесь наличествует художественный текст под строкой. Его немного, но он есть. Более того, мы знаем про эту карту, что на ней изображён не кто-то произвольный, а ученик некого Урзы, у которого есть своя карта. Короче, если проследить по текстам, то образуется нечто вроде картины мира.

И вот в этот-то мир некоторые писатели по заказу компании-производителя, "Волшебников Побережья", вносят сюжет. То есть пишут повести и романы, чьё действие происходит в пространстве выдуманного MtG мира, а точнее, нескольких миров. Казалось бы, можно ли придумать хороший сюжет на заказ, а не по зову сердца, да к тому же во вселенной, которая уже разработана не тобой? Оказывается, можно. Я не могу отвечать за все романы - их полный список находится в Википедии, и там более 40 книг. На русский из них переведены, вроде бы, порядка полудюжины.

Я бы хотел поговорить об одной книге - "Time Streams", автор J. Robert King. Русскоязычный текст называется "Потоки времени". И это весьма примечательная история! На мой взгляд, она может показаться стоящей даже для не знакомых с MtG.

Да, если вас интересует ещё один любопытный образец необычной истории по миру, созданному "Волшебниками", - то я писал обзор на "Убийство в Кормире". А если вам интересна MtG, то, может быть, Вам будет интересно моё мнение о том, как эта карточная игра нечаянно испортила всё компьютерные.

"Потоки времени" - это часть фэнтези-цикла, но читать её можно как самостоятельную книгу. Ориентированные либо на читателей предыдущих частей, либо на любителей MtG, "Потоки" могут потребовать некоторого времени на вхождение в мир и понимание правил его работы. Впрочем, уже после второй главы это вряд ли будет проблемой - автор достаточно заботится о начинающих читателях, если они будут внимательны к его тексту. Как и многие другие произведения, написанные в жанре "сопроводительной художественной литературы", это отличается лёгким и незамысловатым слогом, который стремительно читается и хорошо усваивается. Однако автору удаётся несколькими штрихами создать поразительно красочные описания: "Начиная со дня смерти имя1, имя2 чувствовала, что её душа дичает, подобно колючей розе", "широкое пустынное болото с серыми призраками утонувших и обгоревших деревьев... в воде, открыв рты и выкатив глаза, перемещались рыбы" и т.д.

Пожалуй, что особенно интересно в этой истории - так это нестандартный сюжет, подсказанный сеттингом. Как вы понимаете, текст абсолютно каноничен, автор полностью следует всем "карточным" указаниям, где только можно. Но при этом он выбрал тему, на которую и без знания MtG любопытно порассуждать. Как цену ошибки может осознать бессмертное существо? Сколько бы людей ни погибло, он знает, что родятся новые. Он верит, что может овладеть временем и исправить прошлое. Но при этом он губит собственное будущее - и продолжает совершать ошибки. И вот он, Урза, почти бессмертный знаток времени, решает вернуться на место своей прошлой ошибки и попытаться исправить её, чтобы почувствовать вкус. Чтобы понять, каково приходится другим - тем, кто не может прождать тысячи лет в другом месте, пока все прошлые беды не зарастут травой.

Урза в начале книги - безжалостный учитель в прямом смысле этого слова. Он действительно учит, его уроки действительно полезны, но цена его не волнует. Он думает, что всякий сломавшийся ученик недостоин и может быть заменён. Он окружил себя машинами, которые поддерживают эту его убеждённость. Постепенно Урза меняется. Но не под влиянием событий сюжета - и в этом гениальная находка книги. Он меняется потому, что под грузом прошлых ошибок осознал необходимость измениться. Он прикладывает усилия, чтобы увидеть мир в новом свете.

И, конечно, такое таинственное существо, хотя и является основным каркасом книги, не может быть единственным главным героем. Нам представят и других персонажей, ярких и выразительных, даже если иногда и простых (впрочем, за этой первоначальной простотой скрывается изрядная глубина, или, по крайней мере, повод по размыслить). Любители MtG их, конечно, сразу узнают, но и остальным эти люди очень быстро станут родными и знакомыми. Словом, думаю, это та книга, которая поднимает не слишком-то обычный вопрос и имеет далеко не стандартный сюжет, что уже редкость по нынешним временам для фэнтези книг - и потому она может претендовать на аудиторию далеко за пределами "целевой".