Ступени, арка и система подвалов — все, что осталось от некогда красивейшей усадьбы Рапти в пос. имени Дзержинского Лужского района Ленинградской области.
Побывать на территории разрушенной усадьбы было нашим давним желанием, но дальняя дорога и вероятные пробки заставляли отложить его на потом. Но пару недель назад мы наконец-то добрались до нее.
История места
Село Ропти (позже название исказилось на Рапти) упоминается еще в 1581 году в книгах Шелонской пятины.
В 1616 здешняя территория пожалована царем Михаилом Фёдоровичем Г.А. Базанину, потомки которого владели ею на протяжении 200 лет, пока один незадачливый представитель династии не отдал ее в счет погашения карточных догов военному инженеру и участнику русско-турецкой войны А.А. Половцову. Из заслуг последнего также можно отметить участие в строительстве железной дороги из Петербурга в Москву.
Владельцем Рапти Половцов стал в 1849 году и уже его потомки оставались хозяевами усадьбы вплоть до революции 1917. Сам усадебный комплекс построен при сыне Половцова - Александре Александровиче в 1886-1892 гг.
Берег до господского дома был террасирован, через каналы перекинуты мостики, обустроена пристань на озере, по которому ходил первый в Лужском уезде колесный пароход, доставленные прямиком из столицы Империи по железной дороге.
Рапти после революции
В 1917 году усадьбу национализировали и основали совхоз, год спустя ее объявили памятником местного значения, а после открыли здесь санаторий работников НКВД.
В годы Второй мировой войны усадьба Рапти была оккупирована немцами. При их отступлении дворец был заминирован, к сожалению, советским войскам не удалось обезвредить территорию (или было принято решение не тратить ресурсы на это), и господский дом был взорван. Местные жители растащили руины на стройматериалы, и до наших дней дошла лишь малая часть особняка.
Наши дни
Сегодня за руинами дворца в Рапти никто не ухаживает, хотя, судя по фото предыдущих лет, ранее вокруг парадной лестницы хотя бы стригли траву.
Остатки ступеней обильно усыпаны битым стеклом, видно, это излюбленное место для возлияний местных жителей.
Ранее в подземные ходы, которые соединяли кухонный корпус с господским домом, можно было попасть, несмотря на железную дверь — одну створку просто отгибали и попадали через эту брешь. Теперь же входы надежно защищены решеткой.
Прямо за руинами дворца находился кухонный корпус, который до недавнего времени был жилым. Мы поддались искушению и проникли внутрь расселенного дома и поднялись по еще довольно крепкой лестнице наверх.
В комнатах осталось довольно много вещей прежних хозяев, по стилю обоев даже можно угадать, где были детские комнаты. Окна в квартирах занимали большую часть стены, подоконники находятся на уровне икр. Жаль, если кухонный корпус определен под снос, ведь это одно из чудом сохранившихся зданий усадебного комплекса.
В более приемлемом состоянии, если можно так сказать, находится бывший оранжерейный корпус — там был размещен участок для голосования. Вокруг также можно встретить и другие хозяйственные постройки, но о былом их прошлом практически ничего не напоминает.
Координаты места: