Достаточно благодушное и неторопливое существование британского королевского флота эпохи сэра Натаниэля Барнаби резко закончилось в середине 80-х годов 19-го века.Практически одновременно сменилась вся морская верхушка- Первый Морской Лорд, Главный строитель флота и Совет Адмиралтейства.
Меморандум об организации на случай войны адмирала Чарльза Бересфорда зафиксировал не самое блестящее состояние Королевского флота- недостаточное количество реально боеспособных кораблей,неудовлетворительное снабжение и отсутствие необходимой империи сети угольных станций по всему миру.
Вскоре изменилось практически всё- были реорганизованы погрязшие в рутине и бюрократии Королевские верфи, а финансирование флота перешло от освоения выделенных парламентом средств к составлению программ строительства,под которые "выбивались " бюджеты.Все эти перемены наложились на "торпедный психоз"- в мире на несколько лет практически прекратили строительство броненосцев- новым хозяином морей виделись маленькие смертоносные миноносцы. В 1885-1889 годах в Британии не было заложено ни одного броненосца,а на реорганизуемых казенных верфях строились только небольшие корабли уровня шлюпов.
Развитие британских броненосцев к концу эпохи Барнаби зашло в определенный тупик. Низкобортные броненосцы позволяли экономить на высоте броневого пояса, сдерживать рост водоизмещения,но с точки зрения мореходности и возможности в реальных условиях вести эффективную стрельбу,боеспособность этих кораблей вызывала значительные сомнения. Кроме того, изменилась ситуация на периферии цивилизованного мира. Латиноамериканские,восточно-азиатские страны и США начали строить и заказывать в Европе достаточно современные боевые корабли, колониальным станциям Британской империи уже недостаточно было канонерских лодок и крейсеров для поддержания баланса сил в отдаленных регионах.Надо было держать там броненосцы или иметь возможность отправить броненосную эскадру при необходимости демонстрации силы или маленькой колониальной войны.
В итоге к концу 80-х годов Королевский флот оказался не в лучшей форме.Он имел большое количество устаревших кораблей,к тому же самые современные из них можно было отпускать лишь до спокойного Средиземного моря.Мореходность низкобортных броненосцев эпохи Барнаби делала их отправку ,при необходимости,к берегам США,Китая или Южной Америки крайне опасным мероприятием.К тому же линейный флот "владычицы морей" был настолько разнообразен,что иногда именовался "флотом образцов",корабли выпускались сериями максимум в 2-3 штуки,причем в соответствии с противоположными концепциями ведения морского боя. Одни предназначались для классического линейного боя в кильватерной колонне,с сильным бортовым залпом,другие имели мощный погонный и ретирадный огонь для индивидуального противоборства.
В очереди на списание находилось 72 устаревших корабля основных классов. При этом основной противник империи на море-Франция максимально приблизился по численности броненосцев к Великобритании. На 1889 год британцы имели 22 броненосца 1-го класса и 15 2-го. Французы могли рассчитывать на 14 и 7 броненосцев соответственно.При всех недостатках, французский флот представлял тогда серьезную угрозу Британии.Французский морской бюджет минимум десятилетие был сопоставим с британским.С учетом франко-русского сближения,оформившегося вскоре в военный союз,следовало учитывать и русский флот- 7 броненосцев 1-го класса и 1 2-го.
Ощущение уплывающего из рук морского могущества породило т.н. "морскую панику" 1888 года.
Проблема разрешилась с приходом на пост главного строителя флота Уайта,который нашел выход из кризиса.За первые три года реформаторы добились полного переоборудования королевских верфей,реорганизации работы Адмиралтейства,структура стала функционировать на порядок быстрее и эффективнее.Осталось только добавить финансирования.
Итогом работы новой команды стало принятие британским парламентом 31 мая 1889 года Акта Морской обороны. Актом впервые был утвержден "двухдержавный стандарт"( Two Power Standart),предусматривающий,что британский флот всегда должен быть сильнее любых двух вместе взятых флотов мира . На семь лет под строительство новых кораблей был выделен 21,5 миллион фунтов стерлингов.В 1889-1894 годах планировалось построить 70 боевых кораблей- десять броненосцев, сорок два крейсера и восемнадцать торпедно-канонерских лодок (7 броненосцев типа «Ройял Соверен», 1 броненосец типа «Худ», 2 броненосца типа «Центурион», 9 крейсеров типа «Эдгар», 8 крейсеров типа «Астрея», 21 крейсер типа «Аполло», 4 крейсера типа «Пёрл»,18 торпедных канонерских лодок типа «Шарпшутер»).
Предполагалось,что такая внушительная демонстрация военно-промышленных возможностей Британской империи остудит пыл конкурентов,продемонстрировав им бесполезность участия в гонке вооружений. Это закрепило бы позиции Великобритании как ведущей морской державы.
Уже в августе 1888 года Совет по строительству выдал Уайту техзадание на проект нового броненосца.Предполагалось создать увеличенный "Трафальгар". Но помимо заказанного,Уайт представил еще пять альтернативных проектов.Основой для проектирования стали броненосцы серии "Адмирал" с учетом неоднозначного опыта постройки типа "Трафальгар" .
Главный кораблестроитель Королевского флота Вильям Уайт к этому времени определился с образом идеального,классического броненосца . Большое влияние на него оказал опыт французской школы кораблестроения. Высокобортные мореходные французские броненосцы с "сухой" палубой выглядели предпочтительнее постоянно зарывающихся в волну низкобортных "британцев".
Поэтому "броненосец мечты" для Уайта- высокобортный мореходный , скоростной,с барбетами главного калибра(башни тогда были тяжелы и несовершенны),увеличенной площадью бронирования-цитадели и каземата,сохраняющий боеспособность в свежую погоду.
Окончательный выбор схемы будущих броненосцев состоялся на совещании с участием Вильяма Уайта, Первого Лорда Адмиралтейства Джорджа Гамильтона, кэптена Джона Фишера, адмиралов Хораса Худа, Уильяма Доуэлла и других экспертов.Основным спорным вопросом стало размещение артиллерии главного калибра. Уайту удалось отстоять барбетное размещение,позволяющее увеличить скорострельность и снизить верхний вес.
Между барбетами предусматривалась батарея 152 мм орудий в бронированном каземате,для максимального рассредоточения пушек друг от друга часть 152 мм пушек размещалась на верхней палубе.Оконечности были оставлены без бронирования,зато над броневым поясом появился дополнительный верхний броневой пояс . Скорость должна была составить 15 узлов,а при принудительной тяге-до 17 узлов.Главный калибр для стандартных британских броненосцев нового поколения планировался-305 мм,но в связи с неготовностью нового орудия,первая серия кораблей получила проверенные 343 мм.
"Особое мнение" адмирала Худа ,сторонника башенного размещения главного калибра заставило членов Совета пойти ему на уступку- один из броненосцев серии решено было построить с башнями. Этот броненосец вошел в историю под именем "Худ",в честь предка упрямого адмирала- Сэмюэла Худа, адмирала эпохи наполеоновских войн.
"Ройал Соверен",первый броненосец,спроектированный под руководством Уайта,получил дополнительную палубу и , соответственно,более высокий борт(5,5 метров).Полубак в данном случае был бы полумерой,так как ют все равно заливался бы по прежнему.Увеличили и длину корпуса.Это,конечно,в полтора раза увеличило водоизмещение от "Адмиралов",но позволило значительно увеличить мореходность.Дополнительная палуба также значительно улучшила условия обитаемости экипажа.
"Адмиралы",построенные в количестве шести штук,хотя и отличавшихся друг от друга,показали и преимущества постройки однотипных кораблей большими сериями. Было принято решение о постройке 8 броненосцев типа "Ройал Соверен"( в т.ч. башенный "Худ",который выделяют в отдельный тип).Первые три корабля должны были построить Королевские верфи,а оставшиеся планировалось заказать частным верфям.Казенные верфи оказались не совсем готовы к постройке таких больших и длинных кораблей ,но благодаря неуемной энергии адмиралтейского суперинтенданта Джона Фишера проблемы были успешно решены.
Головной корабль получил имя "Ройял Соверен"(Royal Sovereign),что-то типа "верховный правитель", став седьмым кораблем этого имени в британском флоте. Остальные корабли получили имена в честь присвоения титула императрицы Индии королевой Викторией (" Empress of India ",первоначально названный "Renown" ) ,в честь битвы при Рамильи 1706 года ("Ramillies")и традиционные имена кораблей Королевского флота-"Королевский дуб" ("Royal Oak" ), месть,реванш(" Revenge"), разрешение(проблемы)(" Resolution"),отпор(" Repulse ").
Обновление королевских верфей позволило значительно ускорить темпы строительства.От киля до поднятия флага головным броненосцем прошло всего 32 месяца!
Интересно,что когда в Пемброке спускали на воду 7500 -тонный корпус "Empress of India" , на смазку ушло 9 тонн русского сала.
Всего было построено 7 барбетных броненосцев типа "Ройал Соверен".Восьмой,экспериментальный башенный "Худ" ,получил надводный борт на 2 с лишним метра ниже,соответственно более низкую мореходность. Правда,"Худ" оказался избавлен от недостатка,который проявился на семи остальных кораблях- сильной качки. Эксперимент ,тем не менее,признан был неудачным. С качкой тоже удалось справиться-броненосцы снабдили скуловыми килями и,вопреки сомнениям самого Уайта,это превратило "Соверены" в мореходные и устойчивые артиллерийские платформы.
Службу "Соверены" несли в составе Флота Метрополии и Средиземноморского флота.В боевых действиях в период первой мировой войны принял только "Ривендж",который исполнял обязанности монитора по обстрелу бельгийского побережья.Остальные еще до начала войны ушли на слом.
«Ройал Соверен» HMS Royal Sovereign Portsmouth Dockyard. Заложен 30 сентября 1889. Спущен на воду 26 февраля 1891. Постройка завершена май 1892. Принят в строй май 1892. Списан 9 сентября 1909 . Продан на металлолом 7 октября 1913 . Стоимость постройки £913,986
«Эмпресс оф Индиа» HMS Empress of India Pembroke Dockyard. Заложен 9 июля 1889. Спущен на воду 7 мая 1891.Постройка завершена август 1893. Принят в строй 11 сентября 1893. потоплен как мишень в 1913 г Стоимость постройки £912,162
«Рипалс» HMS Repulse . Pembroke Dockyard . Заложен 1 января 1890 .Спущен на воду 27 февраля 1892 . Постройка завершена 25 апреля 1894 . Принят в строй апрель 1894. продан на слом в 1911 г. Стоимость постройки £915,302
«Рамиллес» HMS Ramillies J & G Thomson .Заложен 11 августа 1890. Спущен на воду 1 марта 1892. Постройка завершена 17 октября 1893. Принят в строй октябрь 1893. продан на слом в 1913 г . Стоимость постройки £980,895 .
«Резолюшн» HMS Resolution Palmers Shipbuilding and Iron Company. Заложен 14 июня 1890. Спущен на воду 28 мая 1892.Постройка завершена 5 декабря 1893.Принят в строй ноябрь 1893. продан на слом в 1914 г. Стоимость постройки £953,817
«Ривендж» HMS Revenge ,с 10 августа 1915 года-«Ридутэбл» «Redutable» . Palmers Shipbuilding and Iron Company. Заложен 12 февраля 1891. Спущен на воду 3 ноября 1892. Постройка завершена 22 марта 1894 . Принят в строй март 1894. продан на слом в 1919 г. Стоимость постройки £954,825
«Ройял Оук» HMS Royal Oak Cammell Laird. Заложен 29 мая 1890. Спущен на воду 5 ноября 1892 . Постройка завершена 12 июня 1894. Принят в строй 14 января 1896. продан на слом в 1914 г. Стоимость постройки £977,996
Водоизмещение 14 150 (14 380 ) тонн стандартное,15 580 ( 15 830)тонн полное. Длина 115,8 /124,97 м. Ширина 22,86 м. Осадка 8,38 м
Бронирование-броня: компаунд и стальная
главный пояс: 356—457 мм
верхний пояс: 76—102 мм
траверсы: 356—406 мм
палуба: 64—76 мм
барбеты: 279—432 мм
каземат: 152 мм
командирская рубка: 356 мм
Двигатели-8 цилиндрических котлов,две 3-цилиндровых паровых машины тройного расширения,9000 л. с. нормальная,11 000 л. с. форсированная. Движитель-2 винта. Скорость хода 15,5 узлов нормальная,
16,5 узлов форсированная. максимальная 17,5 узлов. Дальность плавания 2780 морских миль на 14 узлах, 4720 миль при 10 узлах. Экипаж 670-712 человек
Вооружение-2 × 2 — 343-мм /30 BL Mk I ,10 × 1 — 152-мм /40 QF Mark I , 16 × 1 — 6-фн. 57 мм /40 Hotchkiss Mk I , 12 × 1 — 3-фн. 47 мм /40 Hotchkiss Mk I . Минно-торпедное вооружение-7 × 457-мм ТА
В 1894 году начата установка 61-метровых скуловых килей для снижения качки.
В 1899 - 1902 годах со всех кораблей были демонтированы пушки 47-мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I, установленные на боевых марсах.
В 1900 году на 152-мм орудиях, установленных на верхней палубе, были сняты противоосколочные щиты, а сами орудия установлены в казематы из 127-мм крупповской стали.
В 1901 году на броненосцах были установлены телеграфные радиостанции Marconi Service Gear Mark I, за исключением HMS Ramillies, оборудованного станцией Jackson Service Mark II. Станции имели фиксированную частоту настройки, которая выбиралась в зависимости от места службы.
В 1902-1904 годах в процессе продолжительных ремонтов 152 мм орудия на верхней палубе размещены в казематах. Заменены котлы и уменьшен рангоут.
К 1905 году на всех броненосцах типа Royal Sovereign были демонтированы бортовые торпедные аппараты.
В 1906 году на кораблях, кроме HMS Redoubtable, который не подвергался модернизации, была модернизирована система управления огнём. На HMS Hood, HMS Repulse и HMS Ramillies было установлено оборудование Siemens Mark II, на остальные броненосцы Siemens Mark I. В состав оборудования входили 4 командные панели и 21 приёмник канала дальности, 4 панели управления и 14 приёмников командного канала и 4 передатчика и 21 приёмник канала наведения. В башнях и барбетах дополнительно было смонтировано 4 панели указания дальности, а так же 10 электрических гонгов. Для управления в рубках было установлено 14 панелей управления.
С 1905 по 1908 годы была произведена модернизация системы пожаротушения, а вместо боевых марсов были установлены дальномерное посты. Установленные на главной палубе противоминные орудия были демонтированы
Около 1907 года боевые марсы переделали в дальномерные посты, а когда сетевую защиту перенесли еще ниже, «соверены» обрели свой самый заурядный облик и несокрушимую репутацию самых прочных кораблей изо всех, построенных когда-либо.
В 1910 году на HMS Revenge в орудиях главного калибра были установлены лейнеры, снизившие калибр до 305 мм,из-за дефицита 343-мм снарядов.
При создании проекта был учтен опыт создания и эксплуатации "Адмиралов" и "Трафальгаров". Силуэт первых броненосцев Уайта отличался двумя дымовыми трубами,размещенными рядом поперек корпуса,двумя железными мачтами с боевыми марсами(2 на фок-мачте,один на грот-мачте).На каждом марсе стояло по две 47 мм скорострельных пушки. Для управления использовались две боевые рубки- носовую и кормовую.Таран представлял собой литой стальной форштевень весом 25 тонн .Двойное дно простиралось на 76 метров,не перекрывая оконечности корабля.
Но главным отличием стал на 2,3 метра более высокий борт(всего 5,5 метра над водой),за счет добавления дополнительной палубы.Высокий борт позволил добиться более высокой скорости,так как низкобортные корабли при увеличении скорости настолько сильно зарывались в волну,что рисковали превратиться в подводные лодки еще до того как это стало мейнстримом.
Высокий борт при тяжелом вооружении и толстом бронепоясе повысил и центр тяжести,для повышения остойчивости Уайту пришлось использовать французский опыт по "заваливанию" бортов. Объективно это значительно снизило верхний вес,хотя один из конструкторов Уайта вспоминал,что целью изначально было ,чтобы «это выглядело так же красиво, как на французских кораблях».С другой стороны технически совершенное обычно совершенно и эстетически.
Уайту удалось отстоять использование на семи кораблях серии более прогрессивных на тот момент барбетов. Оси орудий возвышались над ватерлинией уже на 7 метров,что улучшило характеристики кораблей как артиллерийской платформы.
Лишь один корабль серии-"Худ"экспериментально получил башенные установки главного калибра(по иронии судьбы именно лорд Худ в Совете отстаивал данную схему )."Худу" ,кстати,достался и более низкий борт.
Эксплуатация "Соверенов" выявила еще один существенный недостаток-сильная и резкая качка.В декабре 1893 года на переходе через Бискайский залив броненосец «Резолюшн» пережил знаменитый местный шторм гораздо тяжелее чем сопровождавшая его торпедная канонерская лодка «Глинер» .Он подвергся такой качке,что ему пришлось идти против волны, в борьбе с волнами броненосец израсходовал весь уголь и вернулся.
Спасением стала установка скуловых килей,первым их получил достраивающийся "Рипалс".По сравнению с 23° крена "Резолюшн" ,на "Рипалс" он ограничился всего 11 градусами. После установки килей все «соверены» стали устойчивыми орудийными платформами и вполне удобными мореходными судами.
Главный калибр броненосца- четыре 343 мм /30 BL Mk III пушки.Орудия были стандартом тогдашнего британского флота и считались сильнейшими в мире. Разработаны они были еще для "Адмиралов".Вес установки достигал 67 тонн.Дальность стрельбы 570-600 кг бронебойных, осколочно-фугасных и шрапнельных снарядов - 11 000 метров с начальной скоростью в 670 метров в секунду . Бронепробиваемость на 910 метрах составляла 711 мм железной брони,на 2743 метрах- 279-мм крупповской стали , скорострельность- выстрел в 2-3 минуты(в 70 секунд при использовании запаса в барбете,100 секунд при подаче элеватором). Боекомплект-80 выстрелов на орудие.
Орудия были установлены в двухорудийных барбетах-в носовой и кормовой установках. Барбетные установки получили классический облик-76 см возвышалось над верхней палубой,а вниз-до броневой палубы уходил бронированный колодец,надежно защищавший и орудийный станок и механизмы наведения,заряжания и подачи боеприпасов. Заряжание и наведение производились с помощью гидравлических приводов.Артиллерийские погреба располагались под установками,подача происходила раздельно с помощью элеватора.Для заряжания стволы устанавливались в диаметральную плоскость,казенная часть совмещалась с гидравлическим прибойником. Барбеты грушевидной формы были двухярусными,вверху были орудия и прибойники,а внизу-вся гидравлика и механизмы.
Броненосцы в качестве среднего калибра несли десять 152 мм пушек. Армстронг в конце 80-х годов создал очень удачное скорострельное орудие- 152-мм/40 QF Mark I .Заряд у них размещался в латунных гильзах ( с 6,8 кг кордита или 13,5 кг пороха),а не в тканевых мешках.Благодаря этому значительно ускорялась перезарядка.Фугасные и осколочно-фугасные снаряды весом 45,3 кг с начальной скоростью 655 м/с отправлялись длинноствольными орудиями на расстояние до 9140 метров со скорострельностью 5-7 выстрелов в минуту.По эффективности новое орудие превосходило 120 мм скорострелки.
"Ройал Соверены" стали первыми кораблями,на которых были установлены эти прекрасные пушки.Учитывая крайне низкий темп стрельбы главного калибра 343 мм ,именно скорострельные 152 мм пушки стали основной боевой силой броненосцев.
Размещались они в центральной части в двух ярусах.На нижнем в бронированных казематах на средней палубе по две на борт стояло четыре пушки. На верхнем ярусе пушек было шесть,по три на борт. Они стояли на штыревых станках с противоосколочными щитами.По замыслу конструкторов это позволяло максимально рассредоточить орудия друг от друга.
Казематы при волне заливались водой,а защита щитами была явно недостаточной. При модернизации эту проблему решили установкой казематов на верхней палубе.
Противоминное вооружение состояло из 28 мелкокалиберных скорострельных пушек. 16 57-мм/40 6pdr Hotchkiss Mk I и 12 47-мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I. 57 мм стояли на средней палубе по периметру(12 шт.) и на верхней,среди 152 мм орудий(4 шт.).47 мм стояли на боевых марсах и навесной палубе.Скорострельность "гочкисов" была порядка 25 выстрелов в минуту ,дальность 3000-3700 метров,в боекомплект входили бронебойные и фугасные снаряды. Кроме того для десантов было два 9-фунтовых десантных орудия.
В 1903-1904 годах с марса были сняты две 3-фунтовые пушки,а в 1905-1909 годах демонтировали остальные легкие пушки с боевых марсов и главной палубы.
Для ближнего боя "Соверены" имели мощное торпедное вооружение-семь новых 457 мм аппаратов- два подводных,один надводный кормовой и четыре надводных-на главной палубе по два на борт.Использовались новые торпеды 18" Fiume Mark I в длинной и короткой модификации (дальность хода 730 м , скорость более 26 узлов, 54 - 100 кг взрывчатого вещества) . В 1903-1904 годах на "Ройал Соверен" 4 торпедных аппарата были демонтированы.
В 1898 году именно на броненосцах типа "Соверен" испытывались новые британские торпеды 18" RGF Mark IV, 18" RGF Mark IV и 14" Mark IX.
Главный броневой пояс броненосца длиной 76,2 метра прикрывал около 63 % ватерлинии,примерно между барбетами,высота плит составляла 2,6 метра(примерно 110 см -выше ватерлинии).Толщина плит на миделе составляла 457 мм,уменьшаясь к оконечностям последовательно до 406 мм и до 356 мм.У нижней кромки плиты утончались до 203 мм. Пояс замыкался 356 мм кормовым и 406 мм носовым траверсами .Броня пояса-компаунд. Бронеплиты крепились на тиковую подкладку толщиной 100-200 мм.
Первоначально Уайт планировал прикрыть тонкой броней и оконечности,но Совет решил,что для небольших отсеков носа и кормы достаточно большего количества водонепроницаемых переборок и подводной броневой палубы 76 мм в районе цитадели (к оконечностям-64). Средняя палуба была защищена броней только под казематами 152 мм орудий.
Верхний пояс длиной 45,7 метра был изготовлен из новейшей гарвеевской брони с толщиной плит в 102 мм и высотой 1,98 метра (на «Рэмиллис», «Рипалс», «Ривендж» и «Ройал Оук» –из никелевой стали) . За бронеплитами находились угольные ямы шириной 3,2 метра, служившие дополнительной защитой.Этого было достаточно чтобы противостоять воздействию фугасных снарядов скорострельной артиллерии. Хотя Уайт опасался ранее разрушения таких тонких бронеплит бронебойными снарядами Паллисера из быстроохлажденного чугуна ,но в итоге признал неправоту и применил решение,проверенное ранее французами на " Дюпюи-де-Ломе".
Для барбетов защитой служили броневые плиты компаунд- толщиной 279, 406 и 432 мм.Казематы среднего калибра бронировались 152 мм плитами с 76 мм траверсами.Боевая носовая рубка была защищена 305-356-мм бронеплитами, кормовая- 76-мм бронелистами.
При модернизации броненосцы получили дополнительные казематы для 152 мм орудий на верхней палубе, их бронирование обеспечивали 127 мм плиты крупповской нецементированной стали.Утяжеление конструкции составило около 100 тонн,что вполне вписалось в резервы"запаса Совета".
На броненосцах серии "Ройал Соверен" произошла технологическая революция в бронировании. Развитие металлургии привело к созданию более прочной стальной брони - как комбинированной-сталежелезной(компаунд),так и сталеникелевой. Еще лучшие показатели имела гарвеевская броня,превосходившая сталеникелевую на 15-20 %.Это позволяло при одинаковой защищенности увеличить площадь бронирования.
А это оказалось очень важно в эпоху развития скорострельной артиллерии- например,французы провели испытания фугасных снарядов скорострельной артиллерии против незащищенного борта,которые показали разрушительную мощь нового оружия.
В итоге длина пояса была увеличена до 63% от длины ватерлинии(на "Адмиралах"-всего 45%),а серия получила верхний тонкий пояс. В отличие от прежней,цитадельной системы бронирования,курс был взят на защиту максимальной площади бортов (на "Соверенах" защиту имел 51% ).
Силовая установка броненосцев состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения производства Humphrys & Tennant (Thomson на HMS Ramillies; Laird на HMS Royal Oak; Palmer на HMS Resolution и HMS Revenge),восьми цилиндрических котлов номинальной мощностью 9 000 л.с. Для нагнетания имелись специальные вентиляторы. Благодаря более удачным обводам и удлиненному корпусу,"соверенам" гораздо легче далось достижение контрактной скорости.
При нормальной тяге "Ройал Соверен" показал скорость 15,5-15,7 узлов,16,41 узла при 9661 л.с. на нормальной тяге,18 узлов на 13 360 л.с с принудительной тягой.Это был первый броненосец ,преодолевший 18 узловой рубеж.На испытаниях выяснилось-что при форсировании трескаются и протекают трубы,поэтому мощность была ограничена рекомендацией в 11 000 л.с.
Все корабли серии на испытаниях превысили контрактную мощность на 200-500 л.с. и при недогрузе развили ход от 15,25 («Эмпресс оф Индия») до 17,8 («Рипалс») узлов; после модификации их показатели варьировались от 11571 л.с. и 17,25 уз («Рэмиллис») до 11608 л.с. и 18,27 уз («Ройал Оук») – но все испытания были проведены при уменьшенном водоизмещении.
Максимальный запас угля составлял 1420 тонн (1443 т), что обеспечивало дальность 4720 морских миль со скоростью 10 узлов и 2 780 миль 14-узловым ходом . Стандартный запас-900 тонн.
Традиционно адмиральские апартаменты размещались в кормовой части,под ними-офицерские каюты с кают-компанией. Помещение штаба располагалось под кормовой рубкой. В носовой части,перед первым барбетом, жили в кубриках нижние чины.Дополнительная палуба позволила иметь закрытые места для отдыха всему экипажу. Уже не было необходимости спать на орудийных палубах.Экипаж состоял из 670-700 офицеров и нижних чинов, на "Empress of India" в качестве флагманского корабля (1903 г.)- 692 человека, на "Resolution" (1903 г.)- 672 человека, на "Revenge" в качестве учебного артиллерийского корабля (1906 г.) 466 человек.
Благодаря внедренному 4% "запасу Совета" броненосец имел 500 тонн недогруза. Половина ушла на доработки и дополнительные приспособления.Остальной резерв использовался для приема дополнительного угля.
Броненосцы типа "Ройал Соверен" получили современные для того времени средства управления огнем.На мостиках располагались дальномерные посты,которые передавали данные о целях в боевую рубку,там они обрабатывались на механических устройствах и с помощью таблиц стрельбы,затем результаты электрическими гонгами и указателями передавали к орудиям.
"Ройял Соверен" стал по настоящему революционным кораблем,основателем многочисленной династии классических "стандартных" британских эскадренных броненосцев.Вплоть до постройки "Дредноута"англичане строили корабли по стандартной схеме,всего в строй вступило 40 броненосцев эпохи Уайта.
Хорошая мореходность,огневая мощь,неплохая защищенность и высокая скорость- английские броненосцы этой эпохи уже вполне соответствовали потребностям империи,над которой никогда не заходит солнце. Теперь они могли отправиться в любой регион планеты и выполнить боевую задачу практически при любой погоде.
Развитие промышленности позволило британцам использовать преимущества крупносерийного строительства-корабли строились быстрее и дешевле,использование в составе однородных соединений было гораздо эффективнее.
Высокобортные "Соверены" ,после установки скуловых килей,стали вполне удачными артиллерийскими платформами,даже при свежей погоде.Увеличенная площадь бронирования позволило эффективно защитить корабль от скорострельной артиллерии противника. Серия была признана очень удачной по качеству постройки,условиям обитаемости ,простой и эффективной компоновкой.
«Ройал Соверен» стал первым английским высокобортным броненосцем, с тяжелой артиллерией на верхней палубе, первым со скорострельной артиллерией среднего калибра в казематах, первым со стальной броней. первым ,взявшим 12000-тонный уровень.
Уайту удалось создать эпохальный корабль,при этом он активно использовал наработки "конкурирующей фирмы",французского кораблестроения,высокий заваленный борт,верхний тонкий боевой пояс,систему малых отсеков и коффердамов, а также творчески применял положительный и отрицательный британский опыт .
Персональную заслугу Уайта в создании британской военно-морской мощи на стыке веков переоценить невозможно,он «после двух десятилетий нелепых и злосчастных неудач открыл эру кораблей волнующей красоты и мощи».
Из недостатков очевидны отсутствие защиты орудийных установок сверху,что на следующих типах броненосцев было исправлено применением бронеколпаков, слабая защита 152 мм пушек на верхней палубе,что исправлено при модернизации установкой для них бронированного каземата,заливаемость нижнего яруса казематных скорострельных орудий.На "Соверенах" британцы также убедились в порочности практики форсирования котлов,уже в 1892 году были согласованы рекомендации по ограничению применения данного способа.
Достаточно быстро устарели и 343 мм орудия главного калибра,короткоствольные и недальнобойные,с крайне низкой скорострельностью и невысокой бронепробиваемостью. Но при темпах обновления британского флота менять их на вскоре разработанные 305 мм было нерентабельно и после 20 летней службы броненосцы были списаны.Уже появились дредноуты.
Правда,как и в ситуации с "Дредноутом" через пару десятилетий,остановить гонку вооружений демонстрацией кардинально нового и более эффективного линкора британцам не удалось. Франция,Россия,Германия и США только увеличили свои кораблестроительные программы,стремясь скопировать и превзойти английский образец. Гонка вооружений получила второе дыхание.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.