Поводом для написания этой работы явилась моя любовь к родному городу и местам, рядом с которыми я живу. Одной из малоизученных достопримечательностей этих мест является Троице-Сергиева пустынь. Она расположена на Петергофской дороге, на границе Петродворцового и Красносельского районов Санкт-Петербурга.
Я захотела съездить туда на экскурсию. Я впервые оказалась в монастыре. Более всего меня поразил храм Сергия Радонежского и его внутренний вид. Храм показался мне не совсем обычным, не похожим на другие церкви, в которых я была.
Из литературы я узнала, что архитектором этого храма был Алексей Максимович Горностаев, что на территории пустыни сохранился целый ряд принадлежащих ему построек.
Но сначала несколько слов об истории монастырского комплекса.
Троице-Сергиева Приморская пустынь -это мужской монастырь, основанный в 1732 году архимандритом Варлаамом. Первое каменное строительство на территории монастыря началось в середине XVIII века. Расцвет пустыни начался с 1834 года, когда её наместником стал архимандрит Игнатий Брянчанинов. Во 2-ой половине 19 века при архимандрите Игнатии Малышеве пустынь украсилась прекрасными постройками. Это был процветающий монастырь I класса.
В 1919 году пустынь была закрыта, в ней была организована детская трудовая колония, в 1930 году её сменила школа переподготовки начсостава, в 1964 году в монастыре расположилась специальная средняя школа милиции. В настоящее время комплекс поэтапно передаётся Санкт-Петербургской епархии.
В создании архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой пустыни принимали участие известные архитекторы своего времени: П. Трезини, Б. Растрелли, Л. Руска, Р. Кузьмин, Г. Боссе, А. Горностаев, А. Штакеншнейдер и многие другие. К великому сожалению, не все их творения дошли до наших дней. Немного более повезло архитектурному наследию А. Горностаева.
Алексей Максимович Горностаев родился в 1808 году, в Ардатовском уезде, Нижегородской губернии, на Выткинском железном заводе г. Баташова, где отец его служил главноуправляющим. Получив домашнее воспитание, молодой Горностаев вступил в 1823 году на гражданскую службу копиистом в одно из ар-датовских присутственных мест и продолжал её, по переселении своем, в 1826 году, в Санкт-Петербурге, но недолго: художественные наклонности, проявившиеся в нем ещё с детства, влекли его на иное поприще. Вышедши в 1827 году в отставку, он снискивал себе средства к жизни сначала раскрашиванием картинок для магазинов, рисованием торговых этикеток и т.п., а потом сотрудничеством у П.П. Свиньина, по его художественным изданиям. С этим литератором объезжал он три года подряд (в 1826-м, 27-м, 28-м годах) разные местности России, причем изучал и срисовывал встречавшиеся на пути памятники русской древности и прочие достопримечательности. По окончании же поездок учился чертить и рисовать в Москве у архитектора Джиральди. В 1829 году поступил в царскосельское дворцовое управление архитекторским помощником к профессору А.П. Брюллову. В 1831 году участвовал в постройке по его проекту Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В 1834 году вышел в отставку и отправился, на собственный свой счет, за границу, с целью пополнить свое артистическое образование. Посетив главные города Германии и добравшись через Швейцарию в Италию, писал в Риме акварельные виды внутренностей замечательных церквей, изучал в Сицилии памятники византийско-арабского зодчества. Сицилия - это заповедник ранних христианских храмов византийской школы, которые произвели неизгладимое впечатление на Горностаева своей красотой. За эти работы Академия Художеств в 1838 году присудила ему звание академика. После того он, в течение двух лет, служил в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца, работая в ней снова под руководством А.П. Брюллова. С 1843 года по конец своей жизни состоял архитектором министерства внутренних дел и с 1845 по 1847 год - архитектором капитула орденов. В1849 году, за составленный им проект великокняжеского дворца, Академия Художеств возвела его в звание профессора. В 1858 году она пригласила его на должность преподавателя начертательной геометрии, перспективы и теории теней в ее классах - должность, которую он занимал до своей смерти, последовавшей в 1862 году. Практическая архитектурная деятельность Горностаева резко разделяется на два периода. В течение первого, занимаясь строительными работами по тем ведомствам, в которых служил, а также постройками для частных лиц, он держался общераспространенного стиля эпохи возрождения и отчасти помпейского вкуса (бывший дом Шишмарёвой, Невский пр. д. 3; дача графа Орлова-Денисова в Коломягах; здание Римско-католической коллегии, наб. Фонтанки, д. 118 и др.). Но в конце 1840-х годов его талант принял совершенно иное направление, благодаря представившимся новым задачам, а именно принятой им на себя постройке церквей и монастырских зданий на острове Валаам и в Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга. Изобретая для этих сооружений такие формы, которые соответствовали бы их характеру более, чем формы банального ренессанса или казенного псевдовизантийства Тона, Горностаев прибег за образцами к отечественной архитектурной старине, но не копировал её памятников рабски, а самостоятельно разрабатывал их данные и гармонично комбинировал их с элементами нечуждого им романства. Таким образом, он создал тип построек, весьма изящных, вполне проникнутых русским духом, и открыл для последующих художников путь к дальнейшей разработке стиля, служащего прямым продолжением древнерусского зодчества. Имя Горностаева незаслуженно в тени, но его вклад в архитектуру очень велик.
Могила Горностаева находится в Троице-Сергиевой пустыни.
А теперь перейдём к рассмотрению сооружений, возведенных Горностаевым в Троице-Сергиевой пустыни.
Первыми по времени постройками явились 2 часовни перед главным входом в монастырь - Часовня Спаса Нерукотворного Образа (Спасская) и Часовня Покрова Божией Матери (Покровская). Они были построены в 1844-1845 годах, облицованы красным гранитом и хорошо сохранились до нашего времени. Обе нарядные, с завершающими их килевидными киотами, образами и крестами. Их удачно выбранное местоположение и соразмерность не мешают восприятию панорамы монастырских сооружений со стороны Большой Петергофской дороги.
Позднее, в 1869-1971 годах, гранитом была облицована ограда монастыря, составившая с часовнями единый ансамбль.
Одновременно с постройкой часовен было начато строительство братского корпуса. Оно продолжалось до 1863 года и явилось своеобразной художественной вариацией на темы русского зодчества XVII века. Братский корпус - это большое здание келий со Святыми воротами, высокой шатровой башней и надвратной домовой церковью священномученика Саввы Стратилата, устроенной на средства штаб-ротмистра М.В. Шишмарёва в память деда его жены Саввы Яковлевича Яковлева, умершего в 1784 году и похороненного в Троице-Сергиевой пустыни. Церковь по неизвестным причинам так и не была освящена.
Мотив шатровой башни со Святыми воротами часто встречается в русском зодчестве XVI-XVII веков и удачно здесь использован. Однако идея объединения аркады въездных ворот, увенчанных шатром, с двумя симметричными корпусами келий была, несомненно, оригинальной. Декор центральной башни типичен для архитектора. Здесь и окна с полуциркульными завершениями и разделяющими их колонками-столбами с перехватами, и широкие лопатки, увенчанные шатровыми башенками.
В 1899 году на башне над Святыми воротами были установлены часы, а затем корпус надстроен. Церковь и кельи выстроены в кирпиче, красивы и живописны в зеленом окружении и сказочны в зимнее время. Их оригинальный силуэт в постоянно меняющемся ракурсе созвучен пейзажному окружению.
Время пощадило это творение Горностаева. И сейчас мы можем по достоинству оценить талантливый архитектурный замысел зодчего. Надеемся, что стараниями монастыря здание будет содержаться в образцовом порядке и ещё многие поколения испытают радость и гордость от его созерцания.
Одной из основных работ А.М. Горностаева на территории пустыни явилась полная перестройка церкви святого преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского подвижника, преобразователя монашества на Руси.
Храм Сергия Радонежского был сооружен в 1854-1859 годах и освящен в сентябре 1859 года в честь Сергия Радонежского. Сергий -основатель Троицкого монастыря под Москвой, монастыря чьё духовное значение русские самодержцы желали сделать образцом для подражания, для упрочения значимости новой столицы. Внешний облик церкви не представляет собой ничего необычного. Это трехэтажное здание длинной около 38 метров с алтарной апсидой на востоке, пятью главами, двумя церквами: нижней и верхней. Входной портал находится в центре южного фасада и отмечен гранитными колоннами. Лучковые формы фронтонов окон, тройные пилястры, обработанные рустами, словно повторяют декор стоящих рядом трапезной и настоятельского корпуса.
Внутреннее же пространство храма не повторяло ни одного из построенных в России. Здание церкви представляет собой базилику с тремя нефами и двумя рядами тёмно-красных гранитных колонн высотой пять метров, поддерживающих хоры. Колонны имеют различные по форме капители. Высокие арки послушно следуют за колоннами. Храм вмещает около 2000 человек. Он освещается рядом высоких полуциркульных окон-витражей, расположенных на южной и северной стенах. Стены расписаны под мозаику. На нижнем ярусе сплошная роспись. На верхнем росписи находятся между окнами. Росписи изображают сцены жизни Христа - Рождество, Сретенье, Крещение, Преображение, Вход Господа в Иерусалим, Тайная вечеря, Распятие, Воскрешение, Вознесение, Сошествие Святого духа. Потолок плоский, перекрытый деревянными балками. Он не заканчивается куполом как во всех древнерусских храмах. Меж арок Р.Ф. Виноградов (по эскизам М.Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.
Алтарную часть церкви отделял невысокий византийского типа двухъярусный иконостас, выполненный из мрамора со вставками из малахита, ляпис-лазури и мозаики. Образа в Царских вратах исполнили академик Н.А. Лавров, автор фресок, и М.Н. Васильев. Мозаичный пол, выполненный по проекту Горностаева, представляет собой многоцветную орнаментальную композицию .
Ныне церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря. Закрытый в 1919 году, частично разрушенный и перестроенный, храм восстанавливается и украшается. Восстановлена лепнина фасадов церкви, восстанавливаются росписи интерьеров.
Из неуцелевших построек А.М. Горностаева в пустыни следует упомянуть часовню Тихвинской иконы Божией Матери (Тихвинскую часовню), возведённую у восточной, алтарной, стороны Троицкого собора над прахом основателя монастыря архимандрита Варлаама и схимонахов Михаила и Макария в 1863 году. Её ещё называли «Часовней трёх старцев». Это было небольшое сооружение в русском стиле с шатровой кровлей, увенчанной крестом. Как и сам Троицкий собор (арх. Б. Растрелли, годы постройки: 1752-1760) она была разобрана в 50 - 60-е годы XX века.
В наше время в результате исследовательских раскопок на месте Тихвинской часовни была обнаружена гробница и обретены останки архимандрита Варлаама и схимонаха Михаила. Теперь мощи старцев помещены в братском соборном храме преподобного Сергия Радонежского.
Даже краткий обзор творений А.М. Горностаева даёт представление об огромном вкладе этого архитектора в формирование архитектурного облика Троице-Сергиевой пустыни. И сейчас, проезжая по Петергофскому шоссе, в первую очередь видишь нарядно-монументальный фасад монастыря, спроектированный и возведённый талантом этого замечательного зодчего.
Уже заканчивая свою работу, я узнала, что в 2007 году в свет вышла книга Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира «Обитель Северной столицы. Свято-Троицкая Сергиев пустынь». В Слове к читателю он пишет: «Мне радостно, что постепенно возрождаются православные монастыри, в ряду их и Сергиева Пустынь... «Врата ада» пытались стереть с лица земли Троице-Сергиеву Пустынь, но не одолели её».
Литература
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб.пособие. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 384 с. : ил.
2. Всеобщая история искусств: в 6 тт. Т.2: Искусство средних веков: кн. 1. - М.: Искусство, 1960. - 508 с. : ил.
3. Зуев Г. И. Нарвская застава : На перепутье трех веков / Г.И. Зуев. - М.: Центрполиграф; СПб.: МиМ Дельта, 2004. - 446 с. : ил.
4. Пунин Л.А. Архитектура Петербурга середины XIX века. - Л.: Лениздат, 1990. - 351 с. : ил.
5. Митрополит Владимир. Обитель Северной Столицы. Свято-Троицкая Сергиева пустынь. Исторический очерк. - СПб.: Сатисъ. - 2007. - 231 с.
6. Стасов В.В. А.М. Горностаев // Вестник изящных искусств. 1888, т. VI, вып. 6. - С.439-480.
Автор: Бровкова Марина