Псковская земля занимает бассейн реки Великой, вокруг Псковского озера и восточного побережья Чудского озера. Берега реки Великой были обитаемы еще в эпоху новокаменного века. В середине I тысячелетия на Псковской земле расселяется многочисленное племя славян-кривичей. В отличие от верхнего Поднепровья, псковские кривичи занимались прежде всего крестьянским трудом и проживали главным образом в селищах. Городищ на псковской земле было немного, к числу главных из них относится собственно городище будущего Пскова.
В древнерусских летописях первое упоминание о Пскове записано под 903 годом. Когда же возник этот город, письменные источники ничего не говорят.
По данным археологии, Псков как город возникает в VIII веке н. э., то есть за полтора - два столетия до первого упоминания о нем в древнерусских летописях. Псков возник не на пустом месте и не был основан каким – либо князем, а возник на основе более древнего славянского поселения - Псковского городища. Псковское городище не являлось родовым укрепленным поселением, но было одним из центральных поселений племенного объединения кривичей.
В отличие от древнего Изборска, где из-за почвенных условий древесные артефакты не сохранились, обусловив тем самым археологическую хронологию с вероятностью вековых допусков – в Пскове, также как в Старой Ладоге и Новгороде, доподлинно сохранились элементы древних мостовых и стен домов, что позволяет определить время их появления с точностью до года.
В 1991-1992 гг. в Псковском Кремле были проведены археологические исследования, давшие принципиально важные данные для понимания начальной истории города. Под мощными отложениями XVII-XX века были открыты не потревоженные слои. Древнейший горизонт представлен погибшим в пожаре деревянным настилом, обломками сетчатой керамики, сходной с керамикой каменных могильников Эстонии второй четверти I тыс. н. э., единичными предметами из железа и кости. Радио-углеродная дата гибели горизонта – 342-428 гг. [Белецкий В.Д., Белецкий С.В. Первые абсолютные даты Псковского городища и проблема происхождения и крещения Города в Пскове. // Язычество, христианство, церковь. – М., 1995, с. 67].
Основная толща нижнего слоя сформировалась в последнюю чеверть I тыс. н.э. и представлена отложениями двух периодов жизни поселения. Ранний период представлен остатками построек с земляными и глинобитными полами. Открытые очаги, обставленные камнями, и глинобитные печи на булыжном основании занимали в доме срединное положение. В слое найдены фрагменты грубой керамики рыугетской культуры VIII- IX вв., стеклянные бусы, предметы из железа, дерева, бересты, кости, фрагменты глиняных тиглей. Из слоя пожара, в котором гибнет псковское поселение рыугетской культуры, происходит бревно с порубочной датировкой 860 года. Вышележащие отложения содержали остатки срубных построек с дощатыми полами и глинобитными купольными печами, занимавшими в доме угловое положение. Из слоя происходят фрагменты лепной керамики IX-X вв., предметы из металлов. Два столба, прорезающих слой, имеет порубочные даты 938 и 944-945 гг.
Важнейший результат раскопок 1991-1992 гг. – получение первых абсолютных датировок слоя последней четверти I тыс. н.э., позволяющих реально рассмотреть вопрос о происхождении городища при впадении речки Псковы в реку Великую.
Возникновение псковского городища относится к концу VIII века, городище было укреплёно земляным валом и деревянными стенами. Топонимами псковской древности можно считать сохранившееся название одной части Пскова Городецким концом; в летописи Псковской два раза упоминается слово «городец». Псковский «городец» первоначально строился на высоком холме (части известковой скалы), протяжением с севера на юг до 400 метров. В то время он был трудно доступен . Высокие (до 20 метров), крутые и обрывистые склоны холма с запада омывала река Великая, достигая здесь 18 метров глубины. С севера и востока холм огибала река Пскова, а с южной стороны к нему примыкало обширное болото. Во время весеннего разлива воды Великой и Псковы, затопляя болото, соединялись и холм превращался в недоступный остров.
В первоначальном названии городца в устье реки Псковы, впадающей в реку Великую, а вытекающей из озера Псковицы, есть летописные разночтения. В Несторовой летописи по Кенигсбергскому списку и в некоторых других пишется Псков, а по Лаврентьевскому списку и по Новгородскому называется Плесков. В Псковской летописи в древнейших годах именуется также Плесков, но в последующих до конца только Псков: Название Псков в древней Новгородской Летописи впервые является лишь в половине XIV-го века, мешается с названием Плесков и, наконец, заменяет его.
В.Н. Татищев выводит происхождение топонима Плесков от плеса или плескания [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1773, кн. II, c. 390, пр. 128] воды (огромного Псковского озера). Житие княгини Ольги производит название Пскова от реки Псковы, которая, кажется, так названа от песчаного озера и песков, из коих она вытекает и которые окружают со всех сторон Псков. Степень достоверности такого рода предположений совершенно условна.
Раскопки на территории псковского Кремля вскрыли древнейшее славянское поселение с земляными и деревянными укреплениями относящееся к IX веку. Археологами исследован и находящийся рядом курганный некрополь с языческим святилищем X начала XI вв. Культовый участок, занятый курганным кладбищем, был обнаружен в междуречье Псковы и Великой, в 200 метрах юго-восточнее от линии Довмонтовой стены.
По мнению В.Н. Татищева, именно Псков, но не периферийный Изборск, был наиболее удобен для варяжской экспансии братьев Рюриковичей на северо-западе Руси: «В Плескове первый Князь был брат Рюриков Трувор». [Там же, 1769, кн. I, ч. II, гл. 44, c. 515]. С мнением В.Н. Татищева солидарен М. Щербатов: «Российские летописцы приписывают, якобы основание града Пскова Княгине Ольге, но он уже при великом Князе Рюрике был, и в нем Князь Трувор свою столицу имел». [Щербатовъ М. Исторiя россiйская. Томъ 1.- Спб., 1770, с. 221].
Возможно, что именно отряд норманнов Трувора около 862 года основал укрепленный центр на мысу слияния Псковы и Великой рядом с древним поселением славян-кривичей, финнов и балтов, получившим именование Isuborg (borg = “крепость” на Исе, т.е. на реке Великой), выступивший под летописным именем Изборск, после этого не упоминавшийся вплоть до XII века, когда по летописям Изборск, как пригород Пскова, выделился в отдельную приграничную крепость.
Псковский регион насыщен археологическими артефактами варяжской древности. Огромный клад арабских и скандинавских монет IX-XI вв. найден в 1891 году близ деревни Демшино Псковской губернии. В кладе обнаружена скандинавская фибула относящаяся к X в., возможно из Готланда. В районе деревень Ольгин Крест и Князь-село (Кунингакюля) обнаружены погребения по обряду кремации со скандинавскими ланцетовидными копьями и топором Х в. В Залахтовье найдены предметы скандинавского происхождения - круглые фибулы, копья, меч, изогнутый в огне погребального костра. Еще одна находка меча каролингского типа отмечена на восточном берегу Чудского озера.
Распространенность скандинавских топонимов в Псковской области наибольшая -13 названий на 10 тыс. кв. км., в то время как в Новгородской области – 5 названий, а в Ленинградской области – 3 названия. [Ловмяньский Х. Русь и норманны. - М., 1985, c. 104].
По Житию святой Ольги, ее родиной была «весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда еще не существовавшего». [Равноапостольная Ольга. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991, с. 3]. Относительно Пскова, это предположение ошибочно, что касается Выбутово, то речь идет прежде всего об участке течения реки Великая, где река пробивает русло через известняк, образуя пороги. Это место единственно удобного брода через реку. Географически местоположение брода соответствует локальной исторической ольгинской топономики – Ольгиной горе, уже к XV в. смытой рекой, Ольгинскому берегу и деревне Ольгино.
Ольгина Гора, контролировавшая перекресток водного и сухопутного (с единственным удобным бродом) путей, стала местом укрепленного поселения, ставшего городищем. Окрестности Ольгиной горы, составляв-шие округу Выбут, в конце IX-Х вв. были плотно заселены: об этом свидетельствуют не только погребальные памятники-сопки, но и известные здесь селища с лепной керамикой.
Городище при Ольгиной горе располагалось в 12 км от варяжского Пскова Х века и могло быть одним из его предшественников подобно тому, как Рюриково городище под Новгородом. Погребальные камеры выбутских сопок, схожи с гробницами Бирки. Здесь же обнаружены скандинавские ланцетовидные копья и фибулы. [Александров А.А. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы Псковской земли //Памятники средневековой культуры. Открытые версии. - СПБ, 1994, c. 22-31].
Время существования в низовьях реки Великой раннегородского образования с заметным скандинавским присутствием ограничивается временными рамками от 860 до 1036 гг. [Белецкий В.Д., Белецкий С.В. Первые абсолютные даты Псковского городища и проблема происхождения и крещения Города в Пскове. // Язычество, христианство, церковь. – М., 1995, c. 8]. Возникновение топонима Псков связано с постепенным падением политического доминирования варягов и нарастанием этнической роли славян, особенно в связи с переселением словен-ободритов из района Среднего Повисленья.
Топоним Псков состоит из двух корневых оснований, определяющих собой две преобладающих по численности совместно живущих славянских народности: древней, славян-кривичей, характерной топонимами «пск», пришедшей в эти места в конце VI века - и новой, словен, характерных топонимами заселения «ов», пришедшими по реке Эмбах в район псковского Причудья около IX-X веков.
---------------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.