Буквально несколько дней назад я опубликовала статью, посвященную такому актуальному для многих репетиторов вопросу, как "пробный урок бесплатно", где аргументированно пояснила, почему не стоит увлекаться подобной практикой.
И вот, как говорится, сон в руку. Накануне со мной произошла ситуация, которая тоже в некотором роде перекликается с тем, о чем говорилось в предыдущей статье. Ведь в обоих случаях речь пойдет о клиентах, которые считают, что "право имеют", прям по Достоевскому.
"МНЕ ТАК УДОБНО!"
Итак, сегодня мы затронем очень неприятную, но знакомую для всех "частников" тему - "неплательщики". Уверена, что каждый репетитор хоть раз за свою практику сталкивался с учеником или с родителями ученика, которые недобросовестно относятся к оплате услуг репетитора.
В мае у меня появился новый ученик на дистанционке. Пятнадцатилетний подросток. Занимаемся по зуму. И вот, начиная с самого первого занятия, мама этого ученика никогда за эти почти два месяца не оплачивала урок вовремя. К слову, на моей официальной профессиональной страничке оговорен пункт об оплате, где сказано, что оплата урока производится в течение часа после его окончания. И вот сразу же начались задержки. Сначала на день. Напомнила. "Ой, извините, забыла, сейчас переведу". Потом на несколько дней. А в последнее время эта мама задерживала оплату НА НЕДЕЛЮ! То есть, допустим, мы занимаемся в понедельник и четверг, и она оплачивала состоявшиеся прошедшие занятия уже в следующий понедельник на новой неделе.
Я человек довольно скромный, и мне уже неудобно было напоминать о том, что и так очевидно. Нет ничего противнее в работе репетитора, чем необходимость напоминать об оплате. Чувствуешь себя нищим с протянутой рукой... И я махнула на это рукой. Благо, все остальные ученики и родители дисциплинированные, поэтому задержка оплаты двух уроков в неделю не играла большой роли. Хотя и вносила некий хаос. И вообще неприятно.
И тут в пятницу недисциплинированная мама мне пишет:
"А можно мы на следующей неделе будем заниматься каждый день? У сына будет собеседование в другой школе".
Отмечу, что оба урока на тот момент уже были проведены, а оплату я все еще не получила (конечно, ведь всего лишь сутки прошли!).
"Эээ", - думаю, - какая мамочка "молодец"! Еще предыдущие уроки не оплатила, но уже о дополнительных договаривается!"
Ну хорошо, договорились. Про оплату я напоминать не стала. Подумала, что мама уж сама должна догадаться, что пора бы прошедшие уроки оплатить, раз она о новых сверхурочных договорилась. На выходных - ничего, глухо. Наступил понедельник, а значит, подходило время нашего урока. А оплаты за предыдущие нет как нет.
И тут уже я внутри себя возмутилась и решила, что следует все-таки навести порядок с оплатой или вообще распрощаться с такими необязательными товарищами. Обычно я отправляла маме ссылку на зум-конференцию за полчаса до начала занятия. А тут не стала.
"Ну, - думаю, - извините. Нет оплаты - нет занятия".
За две минуты до занятия объявляется мама, видимо, встревоженная отсутствием ссылки на урок:
Действительно, я проверила - оказалось, что в прошлый понедельник мама ученика перевела сумму не за два, а за три занятия (за два предыдущих и за одно новое в понедельник): ну и как тут не запутаться в этой чехарде? То опаздывает с оплатой на неделю, то сразу за три урока платит, но все равно с задержкой на неделю! А за один так и не платит....Абракадабра какая-то!
Как же быть, если на вашем репетиторском пути встретился вот такой безответственный неплательщик?
Решение - в моей дальнейшей переписке с мамой ученика!
Всё гениальное - просто! Нас спасет волшебное слово - предоплата!:)
Именно по такому принципу я теперь решила работать с этой семьей. Извините, но сами напросились.
Реакция мамы бесценна...
Эпично!
"Мне так удобно!"
Вот она, реальная философия таких вот мамочек, которые считают, что сами могут решать, когда и в каком размере им оплачивать услуги репетитора.
Ей так удобно!
И пофигу, извините за сленг, что вообще-то МНЕ это совсем не удобно! А если мне все ученики станут с опозданием оплату переводить? Мне тогда жить исключительно в кредит, ожидая, когда же её сиятельство мама Пети Васечкина соблаговолит с барского плеча бросить мне кость перевести оплату за мою работу?
Интересно, а оплату остальных услуг мама этого мальчика по такому же принципу производит? Например, заходит в магазин, набирает, что ей нужно, и говорит: "Ну я как-нибудь потом зайду заплачу"? Или в салон красоты ходит в кредит? Конечно, нет! А тут почему-то можно...
Преподаватели всё стерпят. Привыкли из школьных учителей веревки вить и по тому же принципу с репетиторами поступают. Ну нет уж, дудки! Я не для того из школы ушла и стала вести частную практику, чтобы продолжать контактировать с неадекватными родителями... Взаимоуважение - прежде всего!
P.S. Как вы думаете, эта мама обиделась и отказалась от занятий или согласилась на предоплату?
Конечно, согласилась! Более того, на следующий день она написала мне сообщение аж в 8 утра, уточняя, во сколько сегодня начинается урок (видимо, чтобы не опоздать с оплатой), и перевела мне сумму аж за полтора часа до его начала!
Как говорится, ничто так не укрепляет веру в человечество, как предоплата!:)
Какой можно сделать вывод из этой истории?
У меня таких случаев с неплательщиками было только два. Об одном из них я только что рассказала выше.
Был еще один вопиющий случай, когда мне пришлось ждать плату за урок два или три месяца. Причем оплатить его "не мог" весьма состоятельный и взрослый дядечка-бизнесмен. Точнее, не "не мог", а просто забывал/было лень/не до того (нужное подчеркнуть). Я уже и не чаяла увидеть на своей карте этот перевод. Однако, случилось! Человек всё-таки не обманул и перевел оплату. Правда, спустя несколько месяцев... И даже оставил восторженный положительный отзыв на сайте. Видимо, совестно ему стало:)
Последняя история с мамой "мнетакудобно" сподвигла меня завести для себя новое правило для вновь прибывших учеников:
если ученик или родитель задержал оплату после первого урока более чем на день, то с такими учениками работать только по предоплате!
Вы спросите: а если откажутся заниматься по предоплате?
Ну и пожалуйста! Велкам, как говорится! Лучше уж потерять таких нерадивых учеников в начальной стадии сотрудничества, чем потом остаться у разбитого корыта после нескольких неоплаченных уроков. Я слышала немало историй, когда вот так занимались "в долг" несколько уроков, а потом просто пропадали "по-английски" (да-да, звучит иронично в данном случае!), и репетитор оставался в дураках. Так что советую не испытывать судьбу и степень чужой порядочности. Может не повезти.
И главный принцип, которого, мне кажется, следует придерживаться всем преподавателям (и в школе, и в частной практике):
уважайте себя, и тогда вас тоже будут уважать и считаться с вашими интересами!
Дорогие коллеги-репетиторы, ученики и их родители, давайте жить дружно и уважать друг друга!:) Мир всем!
А вам приходилось сталкиваться с неплательщиками? Как выходили из ситуации?
Рассказывайте свои истории, делитесь мнением о статье, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал!