7 июля в Новой Третьяковке на Крымском Валу открылась выставка под названием «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985». Она будет работать до 11 октября.
Вход в музейные залы оформлен так, будто заглядываешь в шкаф, но оказываешься в кабинете генсека КПСС Леонида Брежнева. В зале множество его портретов. На одном Брежнев стоит на трибуне перед микрофонами. Недалеко висит портрет, который чем-то напоминает о «девочке с персиками», заметил куратор выставки Кирилл Светляков. Здесь Леонид Ильич о чем-то вспоминает: размышляющий взгляд, карандаш зажат в пальцах. Жесты на представленных экспонатах заслуживают особого внимания.
— Живописи той или иной эпохи присущи свои характерные жесты героев, — делится Кирилл Светляков. — Многие фигуры изображены подбоченившись, будто им что-то мешает изнутри, но при этом они демонстрируют гордость. Много неестественных жестов, какой-то ненастоящей радости.
Другой портрет Брежнева на стене напротив выложен мозаикой. А рядом с ним в такой же манере изображена министр культуры СССР (с 1960 по 1974 год) Екатерина Фурцева. За каждым экспонатом скрыта не одна история.
— У художницы Нади Леже есть целая серия подобных мозаик, — поясняет другой куратор выставки Юлия Воротынцева. — Она дружила с Екатериной Фурцевой. В это время стали налаживать связь между Западом и Советским Союзом. Например, в Пушкинский музей Москвы из Лувра привозили «Джоконду».
Но это лишь экспонаты одного зала. Всего их восемь, «Ритуал и власть» — первый. Еще есть «Детство», «Соц-арт», «Сообщества» и другие. Каждый зал по-своему оформлен, наполнен только ему присущей атмосферой и пронизан духом исследуемой эпохи застоя, что можно почувствовать даже не будучи знакомым с историей.
— Особые характеристики свойственны каждому пространству, — поясняет Юлия Воротынцева. — Есть зал с высоким потолком. Удачно обыграно пространство антресолей.
Там можно увидеть не только новые экспонаты, но и посмотреть на выставку под другим ракурсом — сверху.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи:
— Выставка огромная — свыше четырехсот экспонатов из более тридцати музейных и частных собраний. Мы постарались сделать ее такой, чтобы зритель ушел с совсем иным пониманием той эпохи. Это было время невероятных ограничений и стеснений. С другой стороны, очень интенсивной духовной жизни, внутренней иммиграции в мир культуры, когда сформировались важнейшие концепции отечественного искусства последних десятилетий XX века.
Читайте также: «Много фантастических рисунков»: как создается рисунок на дереве в парке «Измайлов