Дело Дарвина живет: что сейчас изучают биологи-эволюционисты
Чарльз Дарвин, родившийся 12 февраля 1809 года, — один из самых известных ученых в мире. Его книга «Происхождение видов» была революционной для своего времени, и не только потому, что в ней содержались тезисы, которые раньше никто не формулировал, но и потому, что она была написана понятным для многих языком.
Натуралист рассказывал в ней о том, что на самом деле звери, и птицы, и все остальные живые существа не созданы Творцом, а развились за миллионы и даже миллиарды лет из общих предков посредством естественного отбора. Именно с исследований Дарвина берет свое начало эволюционная биология.
Загадка эволюции
Казалось бы, довольно исчерпывающая теория, и последователям ученого остается заниматься лишь всякими мелкими частностями, выяснять, например, почему у этого жучка и этого хомячка подозрительно похожие э-э-э предположим выражения лиц.
Но нет. Основываясь на теории Дарвина, специалисты и сейчас делают крупные открытия, которые затрагивают всех живых существ. Например, в январе 2018 года в журнале Nature (а это один из самых авторитетных журналов мира) появилась статья за авторством трех биологов из США (Университет Нью-Мексико и Государственный университет штата Нью-Йорк) и Великобритании (Университет Рединга).
В ней ученые коснулись интереснейшего вопроса: как так произошло, что все мы на Земле такие разные? Ведь, по идее, должны были выжить самые сильные, быстрые, умные — всех остальных должен был отфильтровать естественный отбор? Почему выжил слон, ведь он такой медленный? Почему выжила мышка, ведь она такая маленькая?
В чем равны слон и моська
Давайте вспомним основные задачи каждого вида: во-первых, это выживание, а во-вторых — размножение. Важность первой задачи сомнений не вызывает, а что касается второй — вечно не живет никто (изменения на молекулярном и клеточном уровне рано или поздно приводят к смерти любого существа), поэтому для сохранения вида необходимо, чтобы он возобновлялся.
Те виды, которые сейчас представлены на планете, пока еще справляются с обеими задачами, причем — и в этом весь смысл — все примерно одинаково. И слон, и мышка, и морской конек, и голубой кит — все они воспроизводятся и делают это на равных, если смотреть на энергетическом уровне. Каждое животное передает потомкам определенное количество энергии из расчета на грамм массы. Это количество, по расчету авторов работы, равно 22,4 кДж.
Маленькие животные вкладывают в потомство столько же энергии, сколько большие, только первые живут недолго и производят большое количество детенышей, а вторые — наоборот. Некоторые лягушки откладывают до 20 тысяч икринок за раз. Сложно представить столько слонят (да пусть даже мышек) — чем бы они питались? Потомство (имеется в виду живое), кстати, оставляют тоже не все, а, по грубым расчетам, только от 10 до 50 % особей каждого вида, не более и не менее.
С некоторой натяжкой показатели передачи энергии и выживания потомства можно назвать константами. Благодаря этим константам все живые организмы на Земле находятся в одинаковых условиях и ни один вид в целом не превалирует над другим.
Человек-минога
Концепция об общих предках в настоящее время также находит подтверждение, и это интересно не только с научной точки зрения, но и с чисто утилитарной. Например, недавно в США выяснили, что люди имеют некие общие гены с миногами. Где человек и где минога, да и зачем это вообще?
А вот зачем. Гены эти, оказывается, помогают рыбе вылечиться, если травмирован ее спинной мозг. А если эти гены активны у рыбы и у человека они внезапно тоже есть, то, значит, теоретически, восстановление поврежденного спинного мозга у человека тоже возможно? Ученым есть над чем поработать. Воистину, «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Ксения Якушина специально для Apteka.RU