Найти в Дзене
Navygaming Channel

ТКА проекта 123бис - "повзрослевший" "Комсомолец".

Кроме проектирования новых катеров дальнего действия (тип ТМ/ТД-200) в конце войны и послевоенные годы не оставили без внимания и малые торпедные катера проекта 123 (ТКА «Комсомолец»). Это был реданный катер с дюралевым корпусом, разделенным водонепроницаемыми переборками на пять отсеков (шпация 20…25 см). Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.

Показавший свою эффективность и хорошо освоенный на флотах катер решили модернизировать по новому проекту. Разработка проекта 123бис, являвшегося корректировкой проекта 123 была выполнена КБ завода № 639 в Тюмени под руководством главного конструктора Ф.Л.Ливенцева в 1943 году. Как видим, малым кораблестроением занимались не только в крупных приморских или волжских городах. Небольшие размеры катеров позволяли их транспортировать на железнодорожных платформах в нужный пункт страны.

Торпедный катер ТКА-131 проекта 123 бис в музей Великой Отечественной войны, Москва
Торпедный катер ТКА-131 проекта 123 бис в музей Великой Отечественной войны, Москва

Основным направлением модернизации являлось совершенствование торпедного вооружения и замена двигателей. В целом, скорректированным проектом предусматривалось установка торпедных аппаратов трубчатого типа с обогревом торпед, усиление пулеметного вооружения, повышение мореходных качеств путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера. Корабли получили мощные 1200-сильными авиационными моторами «Пакард 4М-2500», поставлявшимися по ленд-лизу.

Серийное строительство катеров проекта 123бис велось в Тюмени. Головной катер проекта флот получил 31 октября 1944 года. Всего в период с 1944 по 1948 год было построено 120 катеров этого проекта.

Серийные катера вооружались 4-12,7-мм пулеметами в двух спаренных установках УК-2 (вместо 2 пулеметов на головном катере).

При нормальном водоизмещении 19,2 т (полное – 20,5 т) катера развивали скорость 48 узлов. Наибольшая длина катера нового проекта составила 18,7 м, ширине 3,4 м и средней осадке 0,75 м (высота борта на миделе – 1,8 м). В качестве двигателей использовались американские бензиновые двигатели «Паккард» 2х1200. Дальность плавания при скорости 13,5 узла должна была составить 242 мили, автономность – 1-1,5 суток. Экипаж – 7 человек.

Всегда хорошо, когда удается сохранить корабль для потомков
Всегда хорошо, когда удается сохранить корабль для потомков

Вооружение торпедного катера – 2х457-мм торпедных аппарата ТТКА-45, 2х2-12,7 мм пулемета УК-2, шесть глубинных бомб БМ-1. Интересно, что ТКА продолжали вооружаться 457-мм торпедами.

Как видно, в сравнении с базовым проектом 123 водоизмещение нового катера возросло почти на 4 тонны, а скорость снизилась на 4,5 узла, пришлось уменьшить и дальность плавания, что ухудшало боевые возможности нового катера.

Экземпляр ТКА из танкового музея (Верхняя Пыжма)
Экземпляр ТКА из танкового музея (Верхняя Пыжма)

Но работы по совершенствованию проекта на этом не закончились. В ходе эксплуатации катеров этого проекта выявилось недостаточная прочность подмоторных фундаментов и днища под гребными валами, что привело к необходимости их подкрепления.