Найти в Дзене
Живопись

Художник Ансельм Фейербах: заходящее Солнце неоклассицизма

Писать статью о художнике Ансельме Фейербахе — словно любоваться осенним закатом. Вы, дорогой читатель, наверняка знаете, как это бывает.

В такие моменты за пышностью форм, изяществом линий и богатством красок, мерцающих в лучах уходящего Солнца, всегда таится лёгкая грусть. Будто у самого горизонта виднеется стая перелётных птиц. И их меланхоличная песня и неспешные, будто прощальные взмахи крыльев наполняют сердце печалью...

Наш герой — один из лучших европейских мастеров позднего классицизма. Его яркий талант и самоотдача превратили закат этого живописного стиля в нечто по-настоящему прекрасное. Этому целеустремлённому баварцу, овладевшему утончёнными приёмами венецианской #живописи и проникшемуся романтикой Парижа, в итоге удалось совершить нечто грандиозное. А именно: объединить в своих творениях «скульптурную» точность формы с глубоким эмоциональным содержанием сюжета. Подружить тяжеловесные образы с непринуждённой пластикой и мимикой. Сделать мифических персонажей и полулегендарных исторических деятелей ближе и понятнее для своего зрителя. Подарить ему гармонию естественной красоты, обрамлённой аристократичной сдержанностью.

Его стиль формировался под влиянием настоящих гениев европейской живописи XIX века. Реалист Курбе, романтик Делакруа, академист Энгр — все они так или иначе повлияли на его становление. Но каждый из вышеперечисленных мастеров прославился тем, что на том или ином этапе карьеры «рвал» границы привычных стилей. Не столько раздвигал, сколько «взламывал» рамки прежних канонов. А Ансельм Фейербах методично и неспешно адаптировал свою излюбленную #классику к велениям времени, оставаясь верен себе.

За что и получал критические стрелы в свой адрес. Зачастую мастера обвиняли в превалировании мрачных или холодных тонов, а также в недостаточной проработке объёма композиций. А он, чувствительный и ранимый, до самого конца своей жизни стремился прислушиваться к мнениям экспертов. Непрерывно расширял свой арсенал живописных техник и приёмов, медленно, но уверенно превращаясь в звезду первой величины...

Финал его карьеры и самой жизни был стремителен и печален. Незавершённая работа Фейербаха, посвящённая древнегреческим титанам, заказанная Венской академией искусств, почему-то оказалась под огнём общественной критики. Неожиданно резкой и бескомпромиссной. До глубины души потрясённый и обиженный сорокадевятилетний художник уехал в любимую Венецию, но так и не смог оправиться от этого удара..

Ансельм Фейербах, «Отдыхающая нимфа», 1870
Ансельм Фейербах, «Отдыхающая нимфа», 1870

Что же, это крайне символично. Мастер угас вместе с направлением живописи, которому посвятил весь свой незаурядный талант. Нам же остались удивительно вдумчивые, выразительные полотна, написанные решительными, но плавными мазками. Они — будто взмахи крыльев перелётных птиц, стремящихся за горизонт, вслед за осенним Солнцем.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться