Первые танки появились в 1916 году во время Первой мировой войны как оружие предназначенное для прорыва укрепленных позиций противника.
И Россия в области танкостроения не отставала от других, чему и будет посвящено это "путешествие во времени", в ходе которого мы постараемся исправить одну устоявшуюся историческую несправедливость, то есть попробуем поломать сложившиеся стереотипы.
Итак, в путь!
В 1915 году полковник царской армии Гулькевич предложил бронировать и вооружать полугусеничные грузовики Allis Chalmers, закупленные российским военным ведомством в Америке для использования в качестве артиллерийских тягачей. Его предложение было одобрено командованием, и в 1916 году он приступил к созданию первых образцов русского танка.
К тому времени Россия уже имела полученный в ходе Первой мировой войны опыт боевого применения колесных броневиков, которые, однако, обладали недостаточной проходимостью, что мешало им прорывать укрепленные позиции противника.
Этот недостаток и стремился исправить Гулькевич, предлагая свой вариант бронированной машины.
Хотя Россия и без танков еще до начала войны имела оружие, которое при массовом применении позволило бы ей решить вопрос прорыва укрепленных позиций и развития наступления в глубину обороны противника.
Читайте - "Почему "Муромцы" не стали "Оружием Победы" России в Первой мировой войне?"
Но, вернемся к бронетанковой теме.
Во время Первой мировой войны русские начали устанавливать на свои броневики два поста управления - спереди и сзади, чтобы можно было не разворачиваться в бою, вести который предпочитали задом, так как это снижало вероятность огневого поражения моторно-трансмиссионного отделения и позволяло при необходимости быстро отступить из-под огня противника.
Эта же концепция была использована Гулькевичем и при создании своего танка, который тоже имел два поста управления.
Над боевым отделением находилась башня с двумя пулеметами, а в корме размещалось 76-мм орудие с сектором обстрела в 90 градусов.
В историографии эта машина получила название "бронетрактор Гулькевича".
Обычно его изображают так -
Вот еще фотография, где он похож на броневик, только с гусеницами вместо задних колес.
Но это все - положение на стоянке или на марше, когда машина шла передним ходом. А во время боя бронетрактор Гулькевича должен был выглядеть так -
У первого английского танка Mark-1 сзади, между прочим, тоже имелись рулевые колеса.
А теперь о том, что бронетрактор якобы не танк.
По этому поводу можно сказать, что это только русские "бронетракторы" - "не танки", потому что это "не тех бронетракторы". А для "тех кого надо" бронетракторы - вполне себе танки.
Почему русские "такие ущербные", и чем это кончается для тех, кто в это поверит - читайте мою заметку "Русская ловушка".
Так первый французский танк CA-1 Шнейдер также был создан на шасси мирной гусеничной машины. Только не Allis Chalmers-а, а американского трактора Holt.
Танк из трактора у французов получился "не очень" - абсолютно безбашенный, имеющий явно недостаточный угол обстрела, тихоходный, тесный и пожароопасный. Поэтому, несмотря на утвердившееся за ним высокое звание "первого французского танка", иногда слышны робкие оговорки, что это все-таки "больше бронетрактор", или "самоходная артиллерийская установка".
Остается только восхищаться мужеством и героизмом первых французских танкистов, которые даже на таких машинах умудрялись иногда прорывать немецкую оборону.
С 1916 по 1918 год французы выпустили аж 400 Шнейдеров!
В России, кстати, военные тоже хотели развернуть производство этих танков, но, получив сведения об их низких боевых качествах, вовремя от этого отказались, сделав ставку на танки Гулькевича, которых планировалось иметь по 40 штук в каждом корпусе. А количество корпусов в русской армии во время Первой мировой войны было доведено до 50-ти.
Но танку Гулькевича не повезло. До Октябрьской революции успели изготовить только две машины. Обе достались красным. Одну они использовали для охраны правительственных объектов, а вторую применили в ноябре 1917-го во время уличных боев в Москве, а затем перебросили на Восточный фронт.
После окончания гражданской войны оба первых русских танка были сняты с вооружения, а их история до начала 2000-х годов фактически была предана забвению. Во всяком случае в советской школе о них ничего не рассказывали. Да и сегодня, когда уже многие знают о "бронетракторе Гулькевича", его не спешат признавать первым русским танком. С учетом того, что я рассказал про французские Шнейдеры, совершенно напрасно.
Почему это важно? Да потому, что речь идет о престиже России, которая до 1917 года в области танкостроения была, как минимум, не хуже той же Франции.
И в заключение анекдот из будущего.
Весна. Париж. Елисейские поля. Возле уличного кафе припаркован танк с красной звездой, экипаж которого, уютно расположившись за одним из столиков, с сознанием выполненного долга пьет кофе. И вдруг командир с сожалением произносит - А все-таки жаль, мужики, что информационную войну мы проиграли...
Чтобы узнать, насколько это актуально - читайте "Как можно победить Россию?"
Читайте также "Царь-танк": история, ТТХ, боевое применение.