Найти в Дзене
Музей - это НЕ скучно!

Личный художник и любимый живописец Сталина Александр Герасимов

Оглавление
Все деятели культуры тщательно проверялись
Все деятели культуры тщательно проверялись

У старшего поколения сегодня оскоминой сведет челюсть при одном упоминании социализма. Тем не менее не все события можно взять и вычеркнуть из истории, приходится к ним возвращаться снова и снова.

Это подтверждает лишний раз, что в СССР отлично работала пропаганда, которая въелась в сущность рожденных в СССР. Пропаганда коммунистических идеалов и социалистического образа жизни.

Для этого нужны были творческие люди. Но надежных людей, как считало руководство партии, было найти очень сложно. Многие деятели культуры и науки находились под подозрением в предательстве, были невыездными или осужденными.

А когда ты потерял доверие власти, то уже вернуть его, практически невозможно.

Вся культура и наука в СССР (кино, театр, пресса, литература, музыка, живопись, сфера образования) были поставлены на службу соцреализма.

Идея социального реализма - создать нового человека новой эры: молодого, сильного, физически выносливого, смотрящего с оптимизмом в будущее и преданного общему делу, ради которого он отдаст все что есть.

Это были стойкие, поддерживающие взгляд партии, люди. Как раз таким и оказался художник Александр Герасимов из провинциального городка Козлов, Тамбовской губернии.

Окончив столичную школу искусств, Александр сразу понял что к чему на рынке искусства. И поддержал настроение властей. Вне этих институций работать было невозможно.

Если ты не поддерживаешь общую цель (неважно чем ты занимаешься), то твое существование жалко и ничтожно. Соцреализм был один и был везде, вне его ты не можешь творить и не можешь быть.

Твердые шаги в правильном направлении выделяли Герасимова среди остальной массы художников. Судьбоносной оказалась встреча художника и красным офицером Климом Ворошиловым. А через него, художника заприметил и приблизил к себе уже сам Сталин.

Отдавая дань этому знаковому событию, перевернувшему всю жизнь, Герасимов посвятил ряд портретов.

"Два вождя после дождя",И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле. 1930-40-е.
"Два вождя после дождя",И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле. 1930-40-е.

Его творчество соответствовало идеям социализма. Художник неоднократно был представлен к государственным наградам им. Сталина, мог свободно выезжать заграницу (многие деятели культуры и ученые были не выездные, или арестантами).

Стал первым ответственным лицом в стране по борьбе с "инакомыслием" среди художников, возглавил правление Союза художников, а потом и Академию художеств СССР.

Именно этому человеку было позволено создать образ "отца народов", "великого вождя и учителя". Его портреты сопровождали всю деятельность вождя: от первых съездов - до похорон.

Без его портретов не обходилось ни одно госучреждение, праздник или выставка.

Слева: 1942 — «Гимн Октябрю»", справа: 1929—1930 — «Ленин на трибуне»
Слева: 1942 — «Гимн Октябрю»", справа: 1929—1930 — «Ленин на трибуне»

Госзаказ требовал изображение трех основных догм:

народность (искусство должно принадлежать простому народу, должно быть ему понятно и любимо им, должно поднимать на подвиги, вдохновлять);

конкретность ( показать "правильный" исторический процесс развития социалистического общества - путь к коммунизму);

идейность (быт простого народа должен быть мирным и счастливым, каждый должен знать и понимать, что живет в самой лучшей стране в самое лучшее время и все благодаря великому вождю).

Больше нет пафосности, громоздкости, помпезности и монументальности.

Всему этому соответствовали картины Герасимова. Он рисовал то, что хотел видеть вождь. Его карты были "идеальны" в плане пропаганды. Если Герасимов изображал вождей (Ленина, Сталина), то они были просты в своей манере держаться, но и величественны за счет игры света и красок.

Красный цвет главных полотен художника, за которые он получил премии вождя, приводили зрителя в "социалистический экстаз".

Красный цвет главных полотен художника, за которые он получил премии вождя, приводили зрителя в "социалистический экстаз".
Красный цвет главных полотен художника, за которые он получил премии вождя, приводили зрителя в "социалистический экстаз".

Творчество Александра Герасимова ушло вместе с жизнью Сталина.

Не Стало вождя, перестал быть нужным "придворный" художник, который как дань прошлому, запечатлел смерть своего покровителя. А через 10 лет после смерти Сталина, в 1963 году умрет и сам художник. Но эти 10 лет дались нелегко.

Слева: 1953 - "Похороны Сталина", справа: 1948 — "И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова"
Слева: 1953 - "Похороны Сталина", справа: 1948 — "И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова"

Хрущев после разоблачения "культа личности" потребовал удаления всех полотен из музеев и учреждений Герасимова.

Как с ними поступит власти не уточнили. Поэтому некоторые полотна остались в запасниках музеев на долгие годы, некоторые были проданы за границу или на "всякий случай" прихвачены исполнителями домой.

-6