Первый рассказ цикла Болгария здесь.
Бильярд – это настольная игра, в которой деревяшкой (кием) с размаха стукают по костяному шарику, который, ударившись о другой шарик, посылает его в дырку, называемую в кругу знатоков лузой. Есть люди, которые никогда в бильярд не играли, есть фанаты этой игры, а есть и совсем удивительная категория людей, которые с неослабевающим интересом наблюдают, как пара игроков закатывает шары в лузы – это больные люди. Кстати, эти люди по-научному так и называются – болельщики.
Когда я оформлял поездку в Болгарию, то мне передали просьбу руководителя купить в Москве комплект шаров для бильярда. Человек я дисциплинированный и шары, разумеется, купил. По приезде на место моей командировки, я понял, насколько важны были эти шары в деле партийного воспитания рабочих масс. В Болгарии, как и во всех прочих командировках всегда остается вопрос: «Что делать после работы, если не пить?» Наш мудрый руководитель, литовский казах Куракин решил все просто и эффективно – бильярд.
Комбинат, где мы работали, выделил для советских специалистов комнату порядка 60 кв. метров под клуб. Пребывание в клубе приветствовалось. В клубе можно было играть в бильярд и в преферанс, а также пить пиво. Такое времяпрепровождение считалось правильным, а лица, регулярно приходящие в клуб, были вне подозрения. С течением времени у «ходильщика в клуб» появлялось ощущение, что его пасут и, как следствие, внутренний протест. Однако по первости у меня не было никаких негативных ощущений, и я с удовольствием занялся бильярдом. Правда кроме самих шаров ничего не было и в помине. Я с большим энтузиазмом принял участие в проектировании, изготовлении и регулировке бильярдного стола.
Обычно люди видят деревянный стол и на нем шары и думают, что это деревянная конструкция. На самом деле бильярдный стол – это довольно сложный прибор. Основу площадки, по которой катаются шары, представляет графитовая плита, обеспечивающая неупругое соударение при падении шара. Под графитовой плитой располагается достаточно массивная мраморная плита. Все это крепится на прочной металлической раме и только затем одевается деревом. Металлическая рама позволяет регулировать борта бильярда, как с точки зрения параллельности/перпендикулярности, так и с точки зрения ширины луз. Опора стола позволяет выставить горизонтальность поверхности стола. Поучаствовав в создании стола, я проникся большим уважением к этому агрегату.
В ремонтных мастерских целлюлозного комбината можно сделать все «от гвоздя до атомной бомбы». Ну и, конечно, бильярд не является исключением. После того, как бильярд был готов вся наша команда советских специалистов начала проводить в клубе все больше времени. Через месяц мы уже довольно прилично играли в бильярд, а через полгода все мы стали маленькими профи. Так что уже играла роль жеребьевка первого удара. Сам я внутренне раздувался от гордости потому, что освоил эту элитную игру.
Но в природе не все так, по сути, каким кажется. Через полгода моей командировки меня направили во внутреннюю командировку в город Беласица-Петрич. Советское посольство предписало мне во время командировки остановиться в городе Разлог, где тоже находилась советская община. А поскольку рецепты обуздания советских специалистов во всех общинах были одинаковы, то там тоже стоял бильярд. Как гостю мне предоставили право бить первым. Внутренне я пожалел моих противников, потому, что считал, что это на 80% мой выигрыш.
Каково же было мое удивление, когда я стал замечать, что пущенные моей умелой рукой шары, хотя и направляются в нужную сторону, но не докатываются до луз, а резанные шары двигаются под всякими неожиданными углами. Это наваждение все не кончалось. Представьте себе, что вы, как всегда, идете по улице, то есть правильно переставляете ноги, а ваше тело выписывает вензеля и идет совсем не туда, куда надо. Короче говоря, я выглядел полным лохом.
Правда потом, когда мы выпили вина за мой приезд, досада стала рассасываться. В довершение всего мне показали коробку из-под шаров. И тут-то я выяснил, что эти шары на пять миллиметров больше наших и соответствуют профессиональному стандарту. Так что я выучился играть в «Неправильный» бильярд, что абсолютно лишает всякой ценности мое умение. Конечно, можно было перестроить бильярд и научиться по новой. Но если Вы когда-нибудь пробовали повторно научиться тому, что и так умеете делать, то отлично знаете: «Для такой учебы недостаточно упорства, а, кроме того, требуется специфический философский взгляд на жизнь». Так что бильярд навсегда остался для меня «вещью в себе», как говаривал старик Эммануил Кант.
Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».
Читайте предыдущий рассказ "Болгария. 7. Месть Ангела" здесь.
Читайте следующий рассказ "Болгария. 9. Мой друг Слави" здесь.
С уважением, Лолейт А.Т.
Об авторе баек читайте здесь.