Что общего у Москвы и Каира? Москва - третий Рим, Каир - третий Вавилон. Но почему?
Если в хронике крестовых походов упоминается Вавилон - обычно это означает "Каир". Мне всегда было интересно, как так вышло, и ответ на этот вопрос я нашла в одной из таких хроник - Continuation de Guillaume de Tyr, de 1229 à 1261, dite du manuscrit de Rothelin ("Продолжение хроники Гийома Тирского, 1229-1261, называемое Ротелэнской рукописью"). Ее автор посвятил вавилонскому вопросу отдельную главу - вот мой перевод с английского перевода Джанет Ширли, выпущенного в серии Crusade Texts in Translation:
Сколько было Вавилонов
Самым могущественным и богатым из всех князей неверных, чьи земли граничили с землями христиан в Сирии, был султан Вавилона в Египте. Но следует знать, что всего есть три Вавилона. Первый - в Месопотамии; здесь лежит поле Сеннаара, на котором исполины построили башню до небес. Здесь появились языки. Этот Вавилон стоит на великой реке Евфрате, вытекающей из земного рая и текущей по земле Месопотамии, и на иной реке, называемой Хебар. Давид говорил о них в псалмах, как мы обнаруживаем, когда читаем Книгу Царей в Библии.
Второй Вавилон - в Египте. Некоторые говорят, что, когда дети Израилевы были в Египте, он был известен как Мемфис. Эти два Вавилона лежат в руинах и запустении, и ни мужчина, ни женщина не живут там. В Вавилоне в Месопотамии обитают змеи, гадюки и иные гады, которые населяют разрушенные стены башни, возведенной исполинами, и там больше таких существ, чем где-то еще в мире.
Третий Вавилон иногда еще называют Новым Вавилоном. Каир - его главная цитадель, и он стоит на реке Нил, вытекающей из земного рая. От Нового Вавилона до Александрии три дня пути по суше, шесть по воде. От этого Вавилона до Дамьетты четыре дня пути. Султан был повелителем этого Нового Вавилона, всей земли Египетской, окружающих земель и большой части Сирии.
Не могу не заметить, что эта маленькая глава интересна не только топонимической справкой, но и точными оценками расстояния между египетскими городами, а в последующих главах автор с такой же точностью описывает действия командира египетского войска. Считается, что автор Ротелэнской рукописи работал в Суассоне, на севере Франции, или в его окрестностях, и что свою хронику он написал в 1270-е годы. Но это - только предположения, основанные на его тексте; кем он был и откуда у него такие обширные познания, остается неизвестным.