"Камо грядеши" - это то, с чего для меня начался Сенкевич. Уже в студенческие годы. Спасибо старенькой преподавательнице. Чтобы история религии не была для нас голой схемой, она подсказывала книги, задевающие за живое. Книги, вокруг которых кипели страсти!
Вот тогда и было произнесено два имени: Эрнест Ренан и Генрик Сенкевич.
Интереснейший рассказ о жизни древней Иудеи, как "материальной", так и духовной, особенности восточного образования и феномен проповедничества, мессианства - это у Ренана по-настоящему увлекательно, но понимаешь - в Иудее новая вера могла быть лишь одной из нескольких.
А почему в столице тогдашнего мира - Риме она стала единственной? С этим вопросом - к Сенкевичу.
На первой же странице - Петроний Арбитр! Имя хорошо знакомое - "Сатирикон" уже был прочитан. Значит, и здесь "гвоздь, на который повешена картина"?
Перед нами времена упадка Рима. Каждый знал, каким надо быть, но ... ведь проще и легче жить не как надо, а как хочется? Почему бы и нет, если на каждого патриция в среднем по четыреста рабов?
И умница Петроний, при всём своём уме, поначалу кажется ... прекрасным телом, лишённым души. Вроде бы, не может человек с душой так увлечённо эстетствовать с жилищем, одеждой... подбирать рабынь по оттенкам кожи, льстить императору, сохраняя видимость достоинства и даже некоторой независимости... поэт!
Ещё в бОльшей степени всё это относится к его племяннику Виницию - в сравнении с великолепным дядюшкой юноша проигрывает во всём - и страдает от зависти.
Но тот, кто способен расти, изменяться, становиться лучше - ЧЕЛОВЕК. И дядюшка, и племянник, как оказалось, не знали себя. Лучших сторон своей натуры. Жили, как все, как принято, как считал нормальным Нерон!
Мерзость этой жизни стала для них открытием...
Они научились понимать тех, кто выстроил свою, параллельную жизнь, кто живёт так, будто нет ни императора, ни кровавого, развратного Рима. Христиан.
Увидели, почему этим людям легче умереть, пусть даже на костре или на арене, чем жить так, как живут "все".
Лигия, Урс, их друзья и единомышленники научились ненавидеть куда раньше, чем любить. Ненавидеть эту всеобщую тюрьму - Рим, это устройство жизни, при котором палачами становятся даже лучшие из хозяев жизни...
Проникнуться уважением, даже не разделяя веры - это то, чего добивались от нас, студентов - историков религии. И это именно то, чего добивался (и добился) от читателей Генрих Сенкевич. И читатели самых разных убеждений это поняли. Настолько, что никто даже не удивился, когда Нобелевская премия по литературе за 1905 год была вручена именно за этот роман.