Я думаю, логично было бы завершить цикл о балете "Жизель" списком лучших исполнительниц этой партии за всю историю балета.
Карлотта Гризи
Здесь все просто - это первая балерина, которая танцевала Жизель, и для которой он, собственно, и ставился. Ее танцы поразили зрителей и критиков (хотя не без помощи влюбленного в нее Теофиля Готье, который подговаривал своих коллег писать положительные рецензии). Сама Гризи после него приобрела в окладе, а также встала в один ряд с главными балеринами романтического балета - Марией Тальони и Фанни Эльслер. Про нее писали, что она воплотила в себе черты и той, и другой. Про ее Жизель можно сказать, что это была парижанка со своим характерным шармом.
Ольга Спесивцева
Эту балерину, наверное, нужно отметить если не как главную Жизель в истории, то, по крайней мере, входящую в тройку лучших. Спесивцева настолько входила в образ, что затем еще долго в нем пребывала. Особенно ей удавалась сцена сумасшествия. Про нее Вадим Гаевский писал, что она могла бы стать актрисой одного уровня с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо. Ее Жизель отличали экзальтированность, инфернальность и танец на грани нервного срыва. Конечно, удивительно, что жизнь Спесивцевой напомнила саму судьбу Жизели: танцы в первой части, фактически смерть, забвение во второй. С течением времени у балерины обострились проблемы с психикой, и 20 лет жизни она провела в психиатрической лечебнице в США.
Алисия Маркова
Дама Алисия Маркова - первая звезда английского балета мирового уровня (кто не знает, "Дама" в Англии - то же самое, что и "Сэр", только для женщин). И основная партия, благодаря которой она вошла в историю - как раз Жизель. Слава была настолько велика, что однажды, когда знаменитый Серж Лифарь, танцевавший с Марковой "Жизель" в Лондоне, решил расширить свою партию и затмить таким образом главную героиню, у него ничего не получилось. Маркову вызывали за занавес 24 раза, и Лифарь запретил ей выходить на поклоны без него. Когда же выходил сам, публика его освистывала. Знаменитый импрессарио Сол Юрок, явивший Америке Анну и Надежду Павловых, также знал, что Жизель Марковой гарантирует успех, и когда Лифарь попытался надавить на него с тем, чтобы заменить ее на Тамару Туманову во время гастролей в Нью-Йорке, тот отказался.
Галина Уланова
Здесь, наверное, все понятно. Говоришь Уланова - подразумеваешь Жизель (и Джульетту, разумеется). Сама партия, по словам Улановой, давалась ей трудно, и (вот это поворот!), как она считает, так до конца и не далась. Более того, сначала балерина должна была танцевать Мирту, повелительницу вилис, но в срочном порядке была призвана заменить заболевшую исполнительницу главной партии Елену Люком. Ну а одна из самых ярких страниц, связанных у Улановой с партией Жизели - это триумфальное выступление на сцене Ковент-Гарден в рамках гастролей Большого театра в 1956 году. Своим успехом она затмила присутствие королевы Елизаветы Второй, а британский критик А. Гаскелл написал, что она единственная, кому удалось передать целостный образ Жизели.
Ее Жизель отличалась веселостью и искренностью в минуты радости (чем не давала ощущения того, что все кончится трагически), и тем контрастней смотрелась сцена сумасшествия и смерть, в которые невозможно было поверить.
Марина Семенова
В определенном смысле была близка по духу улановской Жизель Марины Семеновой. Это также ее коронная партия, с которой она выступала также и на сцене Парижской Оперы в середине 30-х годов прошлого века (первая балерина, выехавшая из СССР на гастроли). При всей типичной "русскости" ее Жизели, парижские критики отметили внешнюю передачу французского стиля и характера.
Марго Фонтейн
Эта партия стала коронной и для Марго Фонтейн, другой звезды британского балета. Причем, по иронии судьбы, она впервые станцевала эту партию вместо Алисии Марковой, как бы приняв от нее эстафету. Когда Маркова ушла из труппы "Вик -Уэллс" (будущий Королевский балет Лондона), роль примы приняла на себя 16-летняя Фонтейн, станцевав все главные партии в классике, в т.ч. и Жизель (которой на тот момент было не так уж много в репертуаре труппы).
Лиан Дейде
Вполне возможно, что многие из вас впервые узнают от такой балерине. Тому есть причины - резко взошедшая звезда Дейде погасла внезапно. Этуалью Гранд Опера она стала уже в 19 лет (за всю историю театра был лишь еще один подобный случай - Сильви Гиллем в 1984 году), однако как только ушел покровительствовавший ей директор, с ней тут же отказались продлевать контракт. Далее балерина выступала в менее известных труппах.
Жизель Лиан Дейде могли оценить московские любители балета в 1957 и 1958 годах, когда она приезжала с гастролями в Большой театр (в 57-м - еще и в Кировский театр). Выступление было очень успешным, а Марина Семенова, обычно снисходительно реагировавшая на заезжих балерин, плакала на спектакле, а затем сказала, что "Мы так не умели".
Критик Вадим Гаевский описал ее Жизель как "Парижанку Дега, с ее острым шармом, житейским обаянием и обманчиво легким нравом".
Наталья Бессмертнова
Одной из лучших Жизелей в истории является и Наталья Бессмертнова. Можно сказать, что с нее и началось восхождение к славе балерины. При этом, особенно отмечалась Жизель-вилиса из второго акта в ее исполнении. Про нее Вадим Гаевский писал: "Это была Богом отмеченная балерина. В высшей степени изысканная. Эстетики в ней было чрезвычайно много и очень много каких-то радостных и в то же время тревожных предчувствий". За свою карьеру она станцевала эту партию около 200 раз. Она же стала и ее прощальной партией.
Алессандра Ферри
Прославилась партией Жизели и итальянская звезда Американского театра, Ковент-Гарден и Театро алла Скала, Алессандра Ферри. Эту партию она станцевала впервые в Америке, а ее партнером был Михаил Барышников. Последний, кстати, и приметил талантливую танцовщицу и настоял на ее переезде в США, поддавливая на сомневавшуюся девушку. Барышников говорил ей: "Не отставай, делай как я". По признанию Ферри, "делать как он" она так и не научилась, и "работоголиком", в отличие от своего звездного партнера, так и не стала. Хотя, вполне возможно, что беря в этом пример с Майи Плисецкой, по этой же причине дожила до своих сегодняшних танцевальных лет. Ферри 59 лет, она успела дважды стать матерью, и находится по-прежнему в строю, не мысля жизнь без танца.
Наталья Осипова
Ну и знаменитая Жизель наших дней, известная доскональным прорабатыванием этой партии. Как-то даже кто-то из комментаторов на этом канале высказался, что это "Спесивцева, только наших дней".
Наталья действительно добилась такого состояния, когда каждое движение становится, по словам ее бывшего педагога в МГАХ Татьяны Павлович, "проводником души". При этом, Наталья постоянно совершенствуется, все время внося какие-то свои детали в образ. Ну а ее вихреподобные вращения в арабеске после поклона Мирте - это нечто. Как охарактеризовала ее та же Татьяна Павлович, Осипова - это "потусторонец".
А какие балерины запомнились вам в партии Жизели?
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.