Тринадцать сезонов провел на последнем рубеже «Динамо» Олег Владимирович Веселкин. С 1960 по 1972-й год его имя было на слуху в Брянске, и не зря даже сегодня брянские болельщики-ветераны считают его одним из лучших вратарей за всю историю динамовского клуба. Играл он предельно просто, но надежно. Бывали случаи, конечно, когда «пускал пенки», с кем не бывает, но по большей части отлавливал все, что летело в створ его ворот. Будучи своим, брянским, он стал в «Динамо» вратарем номер один на целых тринадцать лет, установив рекорд футбольного долголетия. Мог бы, конечно, поиграть еще не один год, ведь 32- далеко не закат вратарской карьеры, здоровья хватало, да мастерства тоже. Но отношение в те годы к ветеранам было странное, и в 1972-м Весёлкин услышал от динамовского руководства: «Пора заканчивать». В символическом списке игроков «Динамо», преданных своему клубу, он, несомненно, стоит под номером 1. Олег никогда не покидал «Динамо», хотя предложения были. На футбольном поле он был трудяга.
В середине лета 1960 года в «Динамо» неожиданно появились проблемы с вратарями. Анатолий Якубов уехал поступать в военное училище, и в брянском клубе остался только один вратарь-Александр Сафронов. У тренера динамовцев Иосифа Мочаниса голова шла кругом от этих проблем. Необходимо было срочно начинать поиск нового голкипера. Мочанис посетил десятки матчей областного и городского первенства, и, почти уже отчаявшись, всё-таки отыскал таки приглянувшегося ему голкипера. Это был Олег Веселкин из команды вагонного депо станции Брянск-2 «Локомотив».
Биографии многих футбольных вратарей во многом схожи. Почти никто из них не собирался становиться профессиональным футболистом, а о карьере вратаря и вообще не думал, но в силу какого-то случая, стечения обстоятельств занял пост № 1. Сыграл хорошо, партнеры похвалили, и он остался в воротах. Примерно так было и у Веселкина. Лет до 17 лет Олег особо не увлекался футболом, предпочитая баскетбол. Но в 1957 году, когда Весёлкин учился в Брянском железнодорожном техникуме, товарищи попросили его стать в ворота и заменить своего основного голкипера, у которого в этот день подскочила температура. В тот день, как не старались соперники железнодорожников поразить ворота Веселкина, вратарь-новобранец не позволил сделать этого. Так Олег стал голкипером. Уже через год Веселкин - основной вратарь команды студентов-железнодорожников, а в 1959 году он заканчивает учебу, поступает на работу в вагонное депо Брянск-2 и занимает главный пост в команде «Локомотив». Боевое крещение Веселкин получил в мае 1960 года, когда вместе с железнодорожниками отправился в город Ржев на зональное первенство Московской железной дороги. Особых лавров «Локомотив» там не сыскал- лишь четвертое место из шести участников, но Олег стал лучшим вратарем турнира.
Когда Веселкин решил играть в «Динамо», партнеры по «Локомотиву» во главе с тренером отговаривали его: «Куда ты идешь, Олег, там тебе не будет места, пол года подержат, а потом…». Но Веселкин решился.
Его дебют в «Динамо» состоялся в первом же матче второго круга сезона-60 с тамбовским «Спартаком». Сыграл неброско, но надежно, и помог победить -1:0. Затем были домашние матчи с Воронежем, Липецком, в которых по- прежнему тренеры отводили Веселкину место в воротах. И он не подкачал, как и во многих других нелёгких играх. Предсказания не сбылись. Придя в «Динамо» «по случаю», он остался в команде на долгие годы.
Вспоминается сезон 1969 года. Дебют «Динамо» в классе «А». В соперниках Орджоникидзе, Махачкала, Краснодар, Воронеж, Липецк, Нальчик - по тем меркам уже зубры турнира. В рядах этих команд много нападающих, поигравших в высшей лиге. И против них – абсолютный дебютант Олег Веселкин. Но он стоял в воротах динамовцев так, как будто подобный уровень турнира для него – дело привычное. Заходя на стадион в тот момент, когда уже шла предматчевая разминка, болельщики сразу же искали взлядами в воротах Веселкина. И, когда находили, облегченно вздыхали: раз Олег на поле, значит все будет в порядке.
Имея громадный авторитет в команде, он знал себе истинную цену и никогда не соглашался на предложения сменить клуб.
Олегу редко приходилось выслушивать серьезные претензии в свой адрес от наставников и партнеров. На протяжении всех шестидесятых он уверенно чувствовал себя номером первым в команде. Так было даже когда у него появился надежный дублер Геннадий Лайков. Весёлкин учил Лайкова всему, что он знал и умел, помогал обрести уверенность, но места своего уступать не собирался. Лишь в 1971-м, когда Лайков, успевший поиграть в Уфе, вернулся в команду, он получает некоторую передышку. После 10 лет непрерывной игры почти без замен, теперь он может позволить себе играть через матч или два. Но Весёлкин не давал себе расслабиться вплоть до ухода из «Динамо».
Даже в свои тридцать два, уже на склоне вратарской карьеры, он выдавал такие матчи, которые и сегодня у многих стоят перед глазами. В 1972-м «Динамо» играло в Воронеже с «Трудом». Воронежцы в том сезоне боролись с краснодарской «Кубанью» за путевку в первую лигу. Переиграть в тот вечер «Динамо», как им казалось, не составит особого труда. Но в воротах динамовцев был Веселкин, тащивший все. Как не ломали хозяева оборону брянцев, забить с игры им не удалось. Оба гола, которые все же влетели в ворота динамовцев, были забиты с пенальти. Вдохновлённые подвигами своего «воротчика», динамовцы добились сенсационной победы над одним из лидеров - 3:2.
Были у Веселкина и трудные моменты. В 1963-м он получил серьезную травму и надолго выбыл из состава. Долгое лечение, восстановление…. в воротах «Динамо» Геннадий Кузерин, вратарь, подающий большие надежды. Лишь через три месяца Веселкин снова появляется на поле, но игра не идет. Один провальный матч, второй, третий - и он снова на скамейке. «Все, ухожу», - решил тогда Олег. Одно за другим он пишет заявления об уходе из «Динамо», но отдать их не решается. «Как же я без футбола?» - наверное, думал Веселкин. В тяжелейший для Олега период жизни помог старший тренер динамовцев Владимир Ильин. «Олег, не валяй дурака, работай. Твои лучшие матчи еще впереди», - сказал он Веселкину. И Олег остался. А потом еще долго своей игрой радовал болельщиков, да и сам получал от футбола истинное удовольствие.
Внешне совершенно неброская, лишенная каких-либо изумительных эффектов игра Веселкина была тем не менее очень надежной. Если перелистать подшивки старых брянских газет за 60-е годы с отчетами о футбольных матчах, то почти в каждой из них можно встретить короткую фразу: «Выше всяких похвал защищал ворота Олег Веселкин. Именно ему динамовцы обязаны сегодняшней победой». В газете «Орехово-Зуевская правда» от 15 сентября 1967 года была помещена небольшая, но довольно интересная заметка спортивного обозревателя А. Миронова. Автор озаглавил ее так: «Молодчина вратарь!». Так подмосковный журналист оценил игру Олега Веселкина. «В матче со «Знаменем труда», в котором динамовцам победа была необходима, как воздух, (динамовцы тогда боролись за первую строчку еще с тремя командами) Веселкин одинаково успешно участвовал как в обороне собственных ворот, так и в организации атак своей команды. Именно он начинал атаки своих партнеров, которые завершились голами Ю. Марушкина и В. Фроленкова. Молодец, брянский вратарь! Особенно понравились болельщикам его яшинские вводы мяча в игру рукой».
О работоспособности Веселкина на тренировках в свое время в Брянске ходили легенды. Например, после каждой тренировки Олегу должны были пробить 30 одиннадцатиметровых и выполнить 20 навесов на штрафную. И он метался из угла в угол, уходил с поля уже в потемках, мокрый и грязный, но уверенный в себе. О том, что это не просто слова, говоритт ветеран «Динамо» Анатолий Иванович Шагин: «В начале 60-х, когда я еще занимался в группе подготовки, приходилось наблюдать за тренировками «Динамо»: я, мальчишка, подавал мячи на стадионе. Часто стоял за воротами, и очень хорошо помню, как работал Веселкин. Как он руководил партнерами и прикрикивал на них: «Бейте, бейте еще, еще, быстрее, еще быстрее. Почему удар такой слабый? Меня жалеешь? Не надо, в игре меня никто не пожалеет. И себя не жалей». И мячи градом сыпались на ворота динамовского вратаря. Олег падал и вставал, снова падал и снова поднимался. И так на протяжении 15-20 минут. А потом все начиналось заново».
Встречаясь со своим бывшими партнерами по команде, он подолгу мог говорить о них, вспоминая какие красивые голы те забивали. А вот о себе - почти не слова. А когда друзья приставали к нему с вопросом: «А что ж ты, Олег, о себе ни слова?», в ответ смущенно потирал больные локти: «Да что я, я играл, как мог…».
В 1967-м на российском полуфинале в Ульяновске Веселкин попал в поле зрения руководства волгоградского «Трактора». Волгоградские функционеры долго и довольно дипломатично вели беседы о том, что ему давно пора в класс «А», о чудесных перспективах его дальнейшей футбольной карьеры, о самом городе, равных которому в России нет. Выслушав все это, Олег сказал, что ему и в «Динамо» неплохо, а Брянск- его любимый город, здесь у него много друзей и мама. На прощание он пожал руку собеседнику, обещал подумать, уже зная, что никуда не собирается. Об этом разговоре никто в команде не узнал, проговорился Весёлкин, когда уже давно закончил с футболом. Он нее решился рассказать товарищам о заманчивом предложении только из-за того, что боялся потерять уважение коллег. Из «Динамо» тогда не принято было уходить.
Веселкину шел 32-й год. Он собирался еще поиграть, был уверен, что еще нужен команде и защищает ворота не хуже основного на тот момент Геннадия Лайкова. Но однажды один из начальников дал понять ему, что в команде не за горами смена поколений, омоложение состава и, мол, уходить нужно вовремя, и тогда на работу в команде он может рассчитывать. Олег только улыбнулся и сказал: «Ну что ж, раз надо, значит, надо».
В 1973-м он начальник команды и вместе с Валерием Сидоренко стоит у руля динамовского корабля. Но сезон не задался, одно поражение следовало за другим, стадион пустел на глазах, и место в таблице оказалось до безобразия неприличным. Последним. На итоговом разборе в «Динамо» он сказал все, что думал, и сразу же оказался не нужен. На Веселкина посыпались все шишки, его обвинили в непрофессионализме, и он ушел. Ушел, отдав родной команде половину жизни, часть своего сердца и здоровья. А себе оставив только травмы.
Отойдя от больших футбольных дел, он не порывал с любимой игрой. Когда был ещё в силе, здоровье не подводило, частенько приходил поболеть за родное «Динамо», играл за ветеранов.
У нас почему-то не принято, чтобы футболом занимались профессионалы. Много в нём людей случайных, иной раз совершенных дилетантов. К сожалению, многие из тех, кто служил этому самому футболу верой и правдой, остаются невостребованными. Увы, Веселкин оказался как раз из их числа, хотя, без сомнения, мог бы ещё долго работать в «Динамо». Кому-кому, а уж многолетнему лидеру команды было что передать молодежи.
Подготовил Константин Ушаков.