Мы продолжаем рассказывать о редких книгах, принадлежавших знаменитым людям прошлых эпох, внесших огромный вклад в историю России, духовное служение и благотворительность. Удивительно, как много добрых дел успели они сделать! Глубокое уважение и любовь снискала себе игуменья Антония со стороны многих представителей различных слоев светского общества и, конечно, православного мира.
В Научной библиотеке Музея истории религии хранится книга, подаренная настоятельнице Московского Алексеевского монастыря Антонии митрополитом Киевским Платоном. Антония (Александра Николаевна Троилина, 1821-1897) по праву принадлежит к числу выдающихся представительниц женского монашества в России XIX в. Дочь купца 1 гильдии Н.И. Троилина, Александра получила хорошее образование, закончив частный пансион. Она обладала выдающимися музыкальными способностями, превосходно играла на фортепиано. Это позволило ей в будущем создать в Алексеевском монастыре прекрасный хор, который был известен далеко за пределами обители. Но мирская жизнь не привлекала девушку. В 19 лет она ушла из мира в монастырь, дабы "единому Господу служити". В этом решении ее поддержал сам Московский митрополит, святитель Филарет (Дроздов).
В своем служении Антония прошла путь от обычной келейницы до игуменьи. 22 октября 1861 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, монахиня Антония была произведена митрополитом Филаретом в сан игуменьи и назначена настоятельницей московского Страстного монастыря, который за время ее управления достиг своего расцвета.
Ее стараниями была расширена территория монастыря, для чего у частного владельца был выкуплен большой кусок земли, на котором построены два новых корпуса и храм. В 1870 году игуменья Антония за благоустройство монастыря была награждена наперсным крестом. А год спустя митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), назначенный на место почившего митрополита Филарета, перевёл игуменью Антонию в московский Алексеевский монастырь. На новом месте она начала восстанавливать общежительный устав: учредила общую трапезу и общие работы, распорядилась отапливать кельи за счёт средств монастыря. На первом этаже нового здания были устроены кухня, большой зал для трапезы и кельи для сестёр, служащих при ней. Второй этаж занимали мастерские — золотошвейная, живописная, чеканная и переплётная. Матушка Антония также организовала обучение южно-славянских девушек (сербок и болгарок), открыв в монастыре училище по подготовке православных учительниц. Училище действовало в монастыре в течение двенадцати лет, и девочки находились на полном содержании монастыря. Проявляла она заботу и о детях бедного духовенства, обучая их в монастыре или же оплачивая их обучение в различных учебных заведениях. В 1888 г. в монастыре было устроено училище для девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства Московской епархии.
Большое внимание игуменья Антония уделяла развитию монастырских рукоделий, в первую очередь золотошвейного мастерства.
Она сама достигла совершенства в этом искусстве. Изделия монастырских мастериц посылались на Афон и Святую Землю, в Сербию и Японию. Произведения, выполненные в монастырской мастерской, подносились игуменьей Антонией в качестве подарков церковным иерархам, как русским, так и зарубежным. В 1896 г. к коронации императора Николая II монахинями Алексеевского монастыря были вышиты орлы для царского места в тронном зале. В один из ближайших дней после коронования матушка удостоилась приема у Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Игуменья Антония преподнесла ей Казанскую икону Божьей Матери, шитую по пунцовому бархату золотом и жемчугом.
Дважды по желанию Высочайших особ она выставляла свои работы: в 1883 году на Московской художественной промышленной выставке - шитые воздухи, и в 1893 году на Чикагской американской выставке - бархатное кресло, за что была удостоена наградами.
Антония входила в число членов Московского дамского комитета Общины сестёр милосердия. Комитет принадлежал к ведомству Общества попечения о раненых и больных воинах, находившегося под Высочайшим покровительством императрицы Марии Александровны. Впоследствии в 1879 г. оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста. В период русско-турецкой войны (1877—1878) на членах Общества лежала практически вся медицинская помощь армии. В 1879 и 1882 гг. за выдающиеся заслуги по оказанию помощи раненым и больным воинам она была награждена двумя знаками Красного Креста. Став настоятельницей Алексеевской обители, игуменья Антония продолжила благотворительную деятельность в женском отделении Московской тюремной больницы. Сёстры монастыря по очереди несли здесь послушание под руководством опытной старицы. Они ухаживали за больными женщинами, приносили необходимые вещи и полезную пищу, готовили умирающих к христианской кончине, подготавливали усопших к погребению. Миссионерское служение сестёр Алексеевского монастыря в тюрьме было высоко оценено Церковью и государством. Игуменья Антония была удостоена награды, выдаваемой из Кабинета Его Императорского Величества — золотым наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями.
Игуменьей Антонией были изданы книги об Алексеевском монастыре, которые и сегодня являются основными источниками по его истории. Она много занималась пополнением библиотек - церковной, сестринской и собственной. Видя, что для библиотечных и церковно-богослужебных книг часто приходится обращаться к переплетчикам, игуменья Антония обучила монашествующих и этому ремеслу и устроила еще одну мастерскую - переплетную. Игуменья Антония пользовалась глубоким уважением и в среде духовенства, и в светском обществе. Она поддерживала дружественные отношения и состояла в переписке со многими видными церковными деятелями. Один из них, митрополит Киевский Платон, подарил ей свою книгу "Слово на св. Пасху". (Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 1890). На оборотной стороне титульного листа он сделал дарственную надпись: «Достоуважаемой Игумении Московского Алексеевского Монастыря Антонии на память в знак моего искреннего благорасположения к ней. Платон, Митрополит Киевский. 4-го Мая 1891 года». Эта редкая книга хранится в Научной библиотеке Государственного музея истории религии.
P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, авторам статьи приятно, что вы оценили их труд.