Сначала, в связи с появлением коронавируса в Китае, ни что не предвещало большой беды. Кыргызстан в этом смысле уникальная страна - не так много путей, по которым можно попасть в страну: два аэропорта, одна действующая железная дорога и не больше десятка автомобильных дорог, связывающие страну с соседними государствами. Перекрыть все эти пути вполне реально. И области внутри страны, в основном, соединены единственной дорогой. Ограничить по ним передвижение очень легко. Достаточно вспомнить действия митингующих, предшествовавшие цветным революциям.
Все случаи в начале были привозными, их завезли из Саудовской Аравии, в один из районов юга Киргизии, паломники вернувшиеся из малого хаджа, в середине марта. И если в Китае народ достаточно дисциплинирован, и если ему сказали сидеть дома и не контачить, то он послушно выполнил все требования властей, то здесь ситуация прямо противоположная. Прибывшего из хаджа встречает вся многочисленная родня и соседи, и знакомые соседей, и друзья, и коллеги, и просто прохожие. И каждый хочет прикоснуться к побывавшему на "святой земле". И все равно, эпидемию удавалось сдерживать.
Сначала в Республики после небольшого всплеска, заразившихся от вернувшихся из хаджа, выявлялись единичные случаи. Ситуация казалось стабилизировалась, многие чиновники от медицины, стали заявлять, что пик миновал и нужно просто готовиться ко второй волне, которая ожидается осенью. С 1 мая, режим карантина и так-то не больно строгий, был и вовсе ослаблен. Да и народ устал отсиживаться на самоизоляции, страна небогатая и платить гражданам сидящим по домам, позволить себе не могла. И это моментально аукнулось. Была целая область - Таласская, свободная от вируса, и на похороны умершего явились родственники, из неблагополучного в отношении этой заразы, Бишкека. И вся карта Кыргызстана окрасилась в красный цвет.
Еще добавили вернувшиеся из России, которые почти месяц ожидали в Соль-Илецке, на границе с Казахстаном. Сдержать массу народа в изоляции, у государства не хватило решимости. И опять все усугубило традиция, встречать всем колхозом приехавших. Теперь государство вынужденно действовать в авральном режиме, от былого благодушия не осталось и следа. Во всех, более-менее подходящих помещениях приготовлены палаты для больных и оборудованы дневные стационары. Но опять же, пора созревания плодов и овощей и закрыть все базары у страны нет возможностей, это будет означать, что население останется без средств существования. Да и народ здесь легок на подъем, чуть что не нравится, сразу начинает митинговать и требование одно - Кетсин (уходи).
Есть надежда, что с этой напастью удастся справиться, посильную помощь оказывают граждане страны, живущие за рубежом, покупая аппараты ИВЛ и прочее. Да и сами граждане стали собирать средства для оказания помощи медикам. Пожелаем им успеха и всем здоровья!