Найти тему
Анна Ульман

История создания «Тайной вечери»

Всем привет!👋🏻

Купила себе новую книгу "Тайная вечеря" автор Росс Кинг, захотелось с вами поделиться подробностями из книги, которые меня заинтересовали.

Леонардо вступил на художественную стезю в 1466 году в мастерской Верроккьо во Флоренции. Считается что он стал соавтором известной картины «Крещение Христа» 1475 год. Тогда же он работал вместе с учителем над «Благовещением» 1472 – 1475 год. Он автор незаконченной картины «Поклонение волхвов» 1481 год.

«Возрадуйся, Милан, – писал в 1493 году поэт, – ибо в стенах твоих пребывают мужи, наделенные исключительным дарованием, такие как Винчи, чей дар рисовальщика и живописца ставит его выше всех мастеров как древности, так и наших дней»

Известно, что в 1495 году Леонардо начал работу по созданию «Тайной вечери» для трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грация в Милане. Роспись была заказана герцогом Лодовико Моро и его супругой Беатриче д`Эсте. Но после десяти лет службы при дворе герцога, дела Леонардо обстояли плачевно: в свои 43 года он так и не успел еще создать что-либо по-настоящему достойное его блестящего дарования. Работа над росписью была начата в 1495 году, завершена в 1498 году; шла она с перерывами. Именно эта роспись прославила в веках Леонардо.

Автор: Леонардо да Винчи " Тайная вечеря" 1495-1498 г. Online Снято: 23 июля 2013, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=50410532
Автор: Леонардо да Винчи " Тайная вечеря" 1495-1498 г. Online Снято: 23 июля 2013, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=50410532

История "Тайной вечери" была знакома Леонардо по целому ряду находившихся во Флоренции изображений. Кроме того, он знал ее и из Библии, экземпляр которой значится в списке принадлежавших ему книг.

На известной картине изображён сюжет из Библии когда Иисус во время трапезы объявляет о том, что один из двенадцати учеников предаст его до восхода солнца.

«и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»

Предварительно художник собирал материал по сюжету, для этого у Леонардо была записная книжка, где он подробно описывает, как придать сцене вроде «Тайной вечери» правдоподобность. На одной странице записной книжки дан последовательный отчет о реакции отдельных слушателей на речь говорящего за обеденным столом:

«Один, который испил, оставляет чашу на своем месте и поворачивает голову к говорящему. Другой сплетает пальцы своих рук и с застывшими бровями оборачивается к товарищу; другой, с раскрытыми руками, показывает ладони их, и поднимает плечи к ушам, и открывает рот от удивления. Еще один говорит на ухо другому, и тот, который его слушает, поворачивается к нему, держа нож в одной руке и в другой – хлеб, наполовину разрезанный этим ножом. Другой, при повороте, держа нож в руке, опрокидывает этой рукою чашу на столе. Один положил руки на стол и смотрит, другой дует на кусок, один наклоняется, чтобы видеть говорящего, и заслоняет рукою глаза от света, другой отклоняется назад от того, кто нагнулся, и между стеною и нагнувшимся видит говорящего».

Искусство художника состояло для Леонардо в умении улавливать мелкие красноречивые детали – вроде тех, которые он заносил в книжечку, спрятанную за поясом, – особенно выражения лиц и движения тел.

В "трактате о живописи" он утверждает, что художник должен «писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела».

По этому отрывку видно, как естественно он перенес свои наблюдения в контекст «Тайной вечери». Отдельные реакции сотрапезников он обозначил как через их действия (поднятая или перевернутая чаша, нож в руке, откинутый назад или поданный вперед корпус), так и через выражения лиц (нахмуренные брови, заслоненные глаза, или искривлённый рот). Он заставил мгновение застыть во времени, чтобы зритель как бы поймал персонажей на полу жесте, где хлеб – «наполовину разрезанный», а чаша поднята к губам. По его плану, картина должна была воздействовать на зрителя за счет широкого диапазона движений и выражений лиц, охватывающих целую гамму чувств, таких как гнев, изумление и растерянность, – и все они должны были быть сообщены зрителю при помощи языка жестов. Эта застольная сцена не задумывалась как торжественная, исполненная созерцательности картина, она должна была вобрать в себя тревожную и трагическую интонацию строк из Евангелия, которые повествуют о Тайной вечере.

Художник написал свой сюжет на сухой стене темперными красками, такой вид техники мы не можем считать фреской, всё-таки фреску писали по влажной штукатурке. Интересен тот факт, что Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а только после этого стал писать темперой.

Апостолы изображены группами по три человека, которые расположены вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо (согласно тому, как сидят):

  • Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей;
  • Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Пётр и Иоанн;
  • Иаков Зеведеев, Фома и Филипп
  • Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

Как утверждал Джорджо Вазари, Леонардо придал головам апостолов такую величавость и красоту, что миланцы относились к росписи с почтением и уважением, т.к. художнику удалось выразить задуманное и показать то смущение, которое овладело апостолами, желающими знать, кто предал их учителя.

Так же Вазари описывает случай, который случился во время создания росписи. Приор монастыря очень настойчиво требовал от Леонардо, чтобы он закончил своё произведение, тк. Его смущало, что художник по полдня стоит погружённый в размышления, вместо того, чтобы писать изображение. Монах решил пожаловаться герцогу Лодовико на художника, после чего Леонардо объяснил, что художник достигает больших результатов, если хорошенько обдумает идею и только после этого приступает к воплощению её. К этому он прибавил, что написать ему осталось ещё две головы: голову Христа и Иуды. Если приор не перестанет на него жаловаться, то он готов использовать голову приора в качестве модели для Иуды. Это рассмешило герцога и он согласился с художником.

К сожалению, до нас работа Леонардо дошла в плохом состоянии. Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать.

Но существует копия с фрески, сделанная учеником Леонардо – Джампетрино в соавторстве с Джованни Антонио Больтраффио. Считается, что это полотно – самая точная копия с оригинала. В этой копии мы с вами можем рассмотреть детали сюжета. Например, возле правой руки Иуды перевёрнутая солонка (рассыпавшаяся соль считалась плохим предзнаменованием). Так же мы можем рассмотреть ноги Христа, которые были утрачены на оригинале, поскольку в стену, на которой была фреска, вмонтировали дверь.

Рассматривая лица учеников, становится понятно, что каждый из них воспринял весть учителя довольно эмоционально. А Иисус напротив спокоен и уравновешен. Верхняя часть тела Иисуса представляет собой равносторонний треугольник: симметричная, сбалансированная форма, часто символизирует единство, целостность пространства, времени и духа.

В Библии сказано, что на реплику Христа его ученик Филипп спросил: «Господь, это я?» В ответ Иисус отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня».

Копия "Тайная вечеря" Джампетрино в соавторстве с  Больтраффио 1520 г. Фрагмент картины.
Копия "Тайная вечеря" Джампетрино в соавторстве с Больтраффио 1520 г. Фрагмент картины.

То был Иуда, ученик, который предал Христа через несколько часов. Он единственный апостол, у которого лицо полностью погружено в тень. Леонардо считал, что позы, жесты и выражение лиц должны отражать представление о разуме, или то, о чём думают люди. В правой руке Иуда сжимает кошелёк – зловещее напоминание о 30 серебряных монетах, которые ему заплатят за то, что он укажет на Иисуса.

Копия "Тайная вечеря" Джампетрино в соавторстве с  Больтраффио 1520 г. Фрагмент картины.
Копия "Тайная вечеря" Джампетрино в соавторстве с Больтраффио 1520 г. Фрагмент картины.

У Петра в руках нож, это напоминание о том, что он отрежет ухо солдата, когда попытается остановить арест учителя.

Фома, ученик Христа поднял палец вверх, этот отсылка на более позднюю часть истории, на ту, когда через несколько дней Иисус воскрес из мёртвых. Фома усомнится в том, что это правда, поэтому Иисус скажет: «… подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!»

Если внимательно рассматривать лица апостолов, то можно увидеть и любовь, страх, скорбь и негодование, все эти эмоции очень точно переданы. Зритель понимает, что апостолы не могут постичь мысли Христа.

Роспись Леонардо давно уже находится в чрезвычайно плохом, чтобы не сказать уничтоженном, состоянии. Портиться картина начала очень рано, уже в начале XVI века.

Первая реставрация росписи была выполнена в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места маслом, а затем покрыл фреску лаком. А уже в 1770 году была выполнена повторная реставрация. Джузеппе Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись, но был вынужден остановить работу из-за возмущения общественности.

Во время Второй мировой войны 1943 года, трапезная подверглась бомбёжке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием рентгена, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой. Реставрация заняла 21 год.

«Тайна вечеря» является важной вехой в истории живописи. Именно с этой росписи искусствоведы ведут отсчёт периода, получившего название Высокое Возрождение.