Второй волной пандемии можно считать возобновление устойчивого роста числа заболевших день ото дня после спада. Число зараженных растет, потом снова снижается, и каждый такой цикл можно назвать волной вируса. Единого научного определения пандемии не существует, и понятие «волна» трактуют произвольно, заявил «Би-би-си» специалист по математическому моделированию инфекционных заболеваний Уорикского университета в Англии Майк Тилдесли. По его словам, ученые не всегда считают взлеты и падения числа заболевших волнами. Иногда это просто неровности одной, первой волны — именно такая ситуация сейчас в США, говорит Тилдесли.
Большая часть представлений о второй волне пандемии связана с опытом испанского гриппа 1918-1920 годов, пишут специалисты Центра доказательной медицины Оксфордского университета Том Джефферсон и Карл Хенеган. Тогда заболевание действительно проявилось в трех разных фазах, причем самой смертоносной оказалась именно вторая, указывают CDC. Испанкой по всему миру заразились около 500 млн человек (примерно треть населения планеты на тот момент), погибли, по разным оценкам, от 20 млн до 50 млн человек. При этом исследование нескольких разных эпидемий за последние десятилетия, которое провели Джефферсон и Хенеган, существенных волн не выявило.
Что может спровоцировать вторую волну?
«Вирус никуда не уходит и не возвращается. Он по-прежнему здесь. Он поднимается в одних местах и снижается в других», — пояснил Reuters исследователь Центра по охране здоровья Джонса Хопкинса Эрик Тонер.
К возобновлению роста числа заболевших может привести слишком значительная и преждевременная отмена карантинных мер. Разобщение людей и самоизоляция нанесли ущерб экономике, бизнесу, работе и благосостоянию людей, поэтому понятно стремление правительств отменить поскорее меры и желание людей выйти из самоизоляции. Но возобновление контактов людей и использования общественного транспорта вновь повышают шансы вируса на распространение.
Чем опасна вторая волна?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупредила, что коронавирус входит в «новую и опасную фазу». Вирус все еще распространяется, он все еще такой же смертоносный, а люди по-прежнему уязвимы, отмечал гендиректор ВОЗ Тедрос Гебрейесус в середине июня.
Точных сведений о том, насколько устойчив иммунитет к коронавирусу и все ли переболевшие его получают, пока нет. Кроме того, к сегодняшнему зафиксировано 11 млн случаев болезни — число переболевших пока слишком мало относительно мирового населения, чтобы говорить о коллективном иммунитете.
Грозит ли вторая волна России?
Согласно официальной статистике, в России день ото дня число новых заболевших в основном падает после максимумов в начале мая. На примере Москвы, которая уже почти месяц как сняла все основные ограничения, видно, что роста числа заболевших не происходит. Вместе с тем Россия пока не торопится открывать границы и возобновлять международное авиасообщение, так что риск нового завоза извне пока тоже невелик.
По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, заболеваемость коронавирусом в России снижается, но риск второй волны эпидемии осенью сохраняется. В конце мая она говорила, что подъем второй волны эпидемии может совпасть с активным распространением ОРВИ и гриппа. Поэтому Роспотребнадзор уже сейчас просчитывает, даст ли коронавирус «микс-инфекцию» с другими респираторными заболеваниями. В этом случае течение болезни будет тяжелым, отметила Попова.