В декабре этого года будет скорбный «юбилей» - 95 лет со дня убийства Сергея Есенина. Удивительно, как вживается в умы людей пропаганда властей, озвучивших единственно верную и допустимую версию смерти поэта – самоубийство. Менялись поколения советских людей, но даже попытки задать вопрос «А что же случилось в питерской гостинице «Англетер» 27 декабря 1925 года?» наталкивались на стену однозначных и холодных ответов «Есенин повесился».
Что же случилось?
Конечно, лучше всех на этот вопрос могут ответить очевидцы. После фиксации факта смерти поэта, в номер «Англетера» были вызваны литераторы для оформления протоколов и описания увиденного. Среди вызванных были драматург Борис Лавренев и поэт Николай Браун.
Оба они сразу увидели, что самоубийство Есенина – это театральная постановка режиссеров в кожанках из ведомства Дзержинского. Вытекший левый глаз, пробитый череп, порезы (причем не поперек, а вдоль) на руках, отсутствие на шее борозды от петли – это только то, что сразу бросалось в глаза.
Но были еще нюансы, о которых знают люди, хоть немного связанные с криминальной медициной. Сын Николая Леопольдовича Брауна, тоже Николай Браун-младший, внимательно слушал рассказы отца, который имел опыт работы медбратом в госпитале, и даже просил того написать воспоминания об увиденном.
Так вот, отец рассказывал сыну, что не было ни посинения (какое бывает при удушении), ни следов мочи, которые всегда имеются на полу под телом повешенного (врачи хорошо знают об опорожнении внутренних органов в момент удушья). Более того, тело и лицо Есенина были в пыли и мелких ковровых волосках, что объясняло нахождение Есенина в «Англетере».
Ребята из органов, "проколовшись" на допросе и применив слишком серьезные пытки, решили разыграть инсценировку с летальным финалом. Тело поэта было завернуто в ковер и доставлено в номер фешенебельной гостиницы, находившейся неподалеку от пыточных подвалов.
Этим можно объяснить, что в журнале регистрации постояльцев «Англетера» нет записи о заселении Сергея Есенина. Для отца, а позже и для сына, Браунов сомнений не было – Есенин был убит при допросе.
Грим и макияж для проводов в последний путь
Итак, чекисты перестарались, а, быть может, такая злодейская задумка была изначально, но патологоанатомам пришлось немало потрудиться, чтобы загримировать поэта к похоронам. Три этапа гримирования пришлось выполнять мастерам макияжа – настолько глубоки были раны и гематомы на лице и теле поэта.
Николай Браун-младший из рассказов отца запомнил, что пришедшие прощаться люди видели внешность поэта, похожую на восковую маску, - безупречно красивое лицо, никаких ран, царапин и пролома на лбу, - по определению писательницы Галины Серебряковой, все видели «нарумяненную куклу». К труду «визажистов» добавилась блестящая работа Моисея Наппельбаума, известного фотохудожника, умевшего ретушировать по высшему классу.
Вместе с сыном, тоже фотографом, Моисей Соломонович был вызван из Москвы. Дело-то всесоюзного значения! И Наппельбаум не подвел...
Похороны и исчезновение гроба
Официальная версия о самоубийстве, понятное дело, была доминирующей. Попробуй-ка, поспорь с Советской властью! Желающих, конечно, было не много. Упомянутый в начале статьи Борис Лавренев опубликовал в центральной прессе статью «Казненный дегенератами», эпиграфом к которой взял лермонтовские строки «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!». Понятно, что прямо называть заказчиков и исполнителей было нельзя, но, все же, и такая форма подачи материала была весьма смелой по тем временам.
На похороны в предновогодний день пришли десятки тысяч людей.
Отпевания проходили и в Москве, и в селе Константиново, где родился поэт. А ведь строгое церковное правило «не отпевать самоубийц» никто не отменял. Значит, уже тогда было понимание о том, что Есенину помогли свести счеты с жизнью.
С развитием современных технологий можно было бы попытаться установить истинную причину смерти поэта. Но удивительным образом, гроб с телом Есенина исчез из семейного склепа на Ваганьковском кладбище уже в первые дни нового 1926-го года.
Значит, не все можно загримировать и замаскировать? Значит, беспокоились товарищи с маузерами, что их тайная инсценировка будет раскрыта. Ведь, тайное всегда становится явным.